10 апреля 2007
2209

Беседа в студии с В.Ивановой и Е.Бунимович




В: Здравствуйте! В эфире программа "Городское собрание".
Вскоре дипломы российских вузов будут признавать в Европе. Однако для этого придется реформировать всю систему высшей школы, что, собственно, власти и намерены сделать. Сначала наше государство подписало Болонскую декларацию. Это своего рода европейский стандарт образования. Сейчас уже принимается закон, который должен этот стандарт легализовать у нас. До 2010 года большая часть институтов и университетов должны перейти на двухступенчатую систему обучения: Бакалавриат - магистратура. Дело за малым: переделать всю учебную программу, подготовить специалистов и т. д. Все положительные и отрицательные стороны нововведений изучали наши корреспонденты Кирилл и Андрей Мошаровы. После сюжета мы продолжим обсуждение с депутатом Мосгордумы Евгением Бунимовичем и депутатом Госдумы Валентиной Ивановой.
КОР: В студенческом союзе уже явно начали зазнаваться. Даже не потому, что офис в самом центре Москвы и обставлен, любой олигарх позавидует. Все гораздо круче. Наши дипломы о высшем образовании вот-вот признают в Европе. Хочешь без оговорок, переводись в любой английский университет или устраивайся на работу в известную французскую фирму. Короче, унификация решит массу проблем - так сегодня считают прогрессивные студенты.
НИКИТА ЧАПЛИН (президент Российского союза студентов, депутат Мособлдумы): Сегодня два года отучились у нас, завтра два года отучились в Германии. Это первый плюс. Второе, безусловно, признание наших дипломов. Сегодня наши дипломы не признаются. Третий плюс, о котором нельзя не сказать, это участие в общем европейском пространстве образовательном. 40 стран - это все-таки не одна страна.
КОР: Правительство России, понимая, что студентам, как воздух, нужна свобода, одобрило законопроект о введении двухуровневого образования. Не углубляясь в дебри этого документа, можно выделить главное: высшее образование разделяется на бакалавриат и магистратуру. За четыре года учебы бакалавр получает общие навыки по выбранной специальности. Если же захотелось стать ученым или преподавателем, можно еще два года грызть гранит науки уже в магистратуре.
СТУДЕНТКА: Магистратура больше науке учит, какие-то научные знания, а бакалавриат - основы. Может быть, не все хотят идти в науку и зачем это нужно.
КОР: Действительно, судя по тому, как сегодняшние студенты рвутся устроиться на работу, лишние годы учебы могут оказаться в тягость. Да и зачем, к примеру, какому-нибудь менеджеру торгового зала или турагенту фундаментальные научные знания.
ОЛЕГ МОРОЗОВ (депутат Государственной Думы ФС РФ): Если государство оплатило учебу за счет бюджета, а в итоге человек работает не по профессии и в общем не нужно ему этих знаний, не нужно ему этой профессии или избыточны эти знания, вполне достаточно было бы базового высшего образования, которое он спокойно может применять и прекрасно работать. Тогда получается, что мы не рационально расходуем бюджетные деньги.
КОР: Вы знаете, что 90 процентов дипломированных выпускников не работают по выбранной специальности, с этим ведь тоже надо что-то делать. По мнению Олега Морозова , лучше немного доучить, чем полностью переучивать, потерявшегося в выборе молодого специалиста. Коли уж вы считаете себя доцентом парламентаризма скажите, пожалуйста, насколько быстро примут этот закон и когда уже по двухуровневой системе снова будут обучаться?
ОЛЕГ МОРОЗОВ : Я не вижу никаких формальный препятствий, поскольку закон находится в профильном комитете. Это означает, что сейчас в течение месяца идет рассылка, я думаю, что в июне месяце мы этот закон уже получим в готовом виде.
КОР: Бакалавриата до полноценного высшего образования, причем учеба нацелена на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных специалистов. Студент за 4 года получает общие знания, а профессиональное мастерство оттачивает уже на рабочем месте, что же в этом плохого, если есть желание самому стать босом, можно в любое время пойти в магистратуру, причем даже на вечернее отделение.
Это в том случае, если вообще возьмут на работу. Объявляя о вакансии работодатель не указывает требуется бакалавр. Степень бакалавра - это даже не упущенный шанс получить звание магистра, это, скорее неоконченное высшее, нечто среднее, неполноценное, этакий подарок студенту недоучке. Руководители многих серьезных компаний в один голос заявили, бакалавров брать не будем, вернее будем, но только в рабочих халатах. Их ждет жестокое разочарование, бакалавры вряд ли смогут претендовать на место "белых воротничков". Да. бакалавр получает полноценное свидетельство об образовании - только о каком? Государство говорит о высшем, весьма патриотический посыл. На самом деле это двойной стандарт. Министерство образование просто сделало ход конем воплотив давнюю идею реформатора Фурсенко.
ОЛЬГА СМИРНОВА (зам. декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова по спецотделению): По сути дела просто сокращается срок обучения для бюджетных студентов, да, с 5 как было специалиста, до 4, если не будет бюджетной магистратуры, то конечно просто мы делаем только коммерческую форму обучения и вряд ли она будет доступна для многих.
КОР: Хотите доказательств, пожалуйста, вспомните ЕГ. Лозунг реформаторов был неоспоримый, выпускники даже самых захолустных сельских школ обязаны при поступлении в Университет иметь со всеми равные возможности. Скажите, о каком равенстве идет речь, если обучение в магистратуре платное. Получается, что бедный студент обречен быть только бакалавром.
ВИКТОР САДОВНИЧИЙ (ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова): Обязательно надо сохранять пятилетнее, а то и шестилетнее образование, как специалист, например, юристы, медики, инженеры-конструкторы, математики, химики по фундаментальным наукам четыре года, это не специалисты. Далее, должна экономика востребовать выпускников, скажем, четырехлетним образованием бакалавр.
КОР: Они, как студенты-недоучки востребованы не будут. Выходит, мы телегу поставили впереди лошади, сколько бакалавров и магистров нужно, не знаем, а система уже работает. В открытое окно в Европу сквозняк высоких заработков унесет всех вчерашних студентов вместе с подаренным им бесплатным высшим образованием.
ЯСЕН ЗАСУРСКИЙ (декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова): В реформе высшего образования главную роль играют не те, для кого готовят специалистов, и не те, кто готовит специалистов, а бухгалтер - Минфин, финансист. Им главное сократить расходы на образование. И эта главная категорическая ошибка. Не должен бухгалтер решать вопросы образования. Образование - это основа жизни нации.
КОР: А вот об этом реформаторы забыли. И все подобные нововведения вряд ли поддержат идею национальных проектов. Досадно.





http://www.morozov-ov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован