Эксклюзив
Румянцева Елена Евгеньевна
29 мая 2015
3280

Елена Румянцева: Идеология как наука и социальная действительность

Аннотация

В статье раскрыто значение идеологии в жизни современного общества, определены основные подходы к ее классификации и дальнейшему анализу, оценке ее конструктивного или деконструктивного влияния, приводится обоснование пересмотра норм Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов относительно невмешательства государственных органов власти и общества в вопросы распространения негативных и заведомо ложных форм  идеологического воздействия.

Тезисы

Многообразие различных идеологий с разными векторами их информационного давления – от позитивных до крайне негативных, попадающих под категорию информационной угрозы обществу, информационного оружия, – обусловливает необходимость классификации существующих в России тематик идеологий национального развития и их общественно значимой экспертизы по отсутствию ложных сведений, соблюдению норм права и нравственности.

Нормы российского права, устанавливающие идеологическое многообразие в стране, не сдерживают в настоящее время в полном объеме воздействие негативных идеологий на общество.

Автором предлагается поразмышлять над внесением корректив в нормы права, а также уточнить список подрывающих национальную безопасность идеологий, включая идеологии с антинравственными ценностями.

***

Термин «идеология» древнегреческого происхождения («idea» идея и «logos» учение) и интерпретируется по-разному. Например, словари иностранных слов Попова М. или Чудинова А.Н. начала XX века трактовали данное понятие как отвлеченные идеальные соображения, совершенно непригодные для практической цели, как чуждое практическим целям и, вероятно, поэтому и бесполезное  мышление. В контексте трактовки понятия «идеология» как «наука об идеях» уместно напомнить высказывания все-таки ученых по формулировке задач и методов исследований.  «Люди до сих пор всегда создавали себе ложные представления о себе самих, о том, что они есть или чем они должны быть», - именно с этих слов начинается работа К.Маркса и Ф.Энгельса «Немецкая идеология». «Поднимем восстание против этого господства мыслей, - продолжают авторы. - Научим их, как заменить эти иллюзии мыслями, отвечающими сущности человека, говорит один, как отнестись к ним критически, говорит другой, как выкинуть их из своей головы, говорит третий, — и... существующая действительность рухнет» [1, С. 11]. То есть в условиях отсутствия аналитической работы со стороны государства, интеллектуальной элиты общества речь идет о возможности давления на общество ложных идей, к которым К.Маркс и Ф.Энгельс относили, правда, религиозные учения и верования, и данная их позиция не разделяется сегодня большинством людей. А далее сделан существенный, по нашему мнению, вывод в современной интерпретации, что давлеющие на общество ложные идеи способны разрушать материальное производство, негативно влиять на уровень жизни.

По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике (1988) М.Алле, с которым, на наш взгляд, важно согласиться именно с позиции дальнейшего прогрессивного развития на основе гуманистических подходов, «невозможно достичь удовлетворительного понимания общественной жизни или эффективно воздействовать на нее, если не располагаешь синтетической картиной, позволяющей ввести в единые рамки результаты, полученные в самых различных облас­тях. Именно на пути синтеза социальные науки могут добиться сегодня огромных успехов» [2, С. 34]. При этом знаменитый французский ученый приходит к выводу, что «во все времена прогресс наук тормозился догматизмом» [2, С. 47].

Идеологии как незримо действующие установки, среди которых часть приобретает значимость парадигм развития, оказывают все более существенное влияние на все сферы жизни нашего общества, особенно в условиях действия параллельных негласных ценностных ориентиров, теневых сфер обогащения и давления на общество отношений коррупции с присущим ей фаворитизмом и связанным с ним недостатком профессионализма. Различные идеологии, проводимые разными общественно значимыми группами, странами, международными организациями, формируют информационную сферу, поэтому их следует рассматривать в контексте информационной безопасности страны, мировой цивилизации, каждой личности.

Об угрозах идеологического давления как  насилия со стороны государств мира с недемократическими процессами развития говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье» с целью привлечения внимания мировой общественности к глобальным и общегосударственным значимым проблемам, требующим принятия действенных мер со стороны зрелого гражданского общества, по сути, всех стран мира.

Чтобы разобраться в том, что такое идеология, необходимо определить ее виды в зависимости от авторов идей и в больше степени сегодня - инициаторов их распространения, а также рассмотреть ее соответствие нормам права и этики, под которой современное российское общество все еще подразумевает и мораль, и нравственность, а также позитивные и негативные последствия воздействия той или иной идеологии. Таким образом, подчеркнем важный факт, что каждого человека  в современном мире окружает много идеологий, которые различаются по их разнонаправленным воздействиям на психику людей, формирование их жизненных приоритетов, планы их стратегических действий, убеждения.

В качестве примера рассмотрим такой важный и фундаментальный вопрос, как отношение людей к реформам, своему труду, Отечеству, земле.  В начале 1990-х годов широко пропагандировалась идеология «возрождения чувства хозяина». «В первые годы перестройки,  – подчеркивается в материалах конференции в Самаре, – был с особой остротой поставлен вопрос о хозяйском отношении к делу, о чувстве хозяина у тружеников села. На решение именно этой задачи были направлены и коллективный подряд, и аренда. Кроме того, в 1987–1988 гг. укрепление чувства хозяина связывалось с развитием демократии на производстве, с организацией выборов руководителей предприятий, цехов, ферм и т.д. Очень скоро жизнь показала, что только на этой основе чувства хозяина не возродить» [3]. На сайте Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям в настоящее время по-своему излагается идеология «возрождения чувства хозяина»: «Сбой в российском менталитете произошел в период коллективизации, истребившей крепкого хозяина земли, «середняка», в годы войны, разрухи. Возродить не только «чувство хозяина земли», но и вырастить настоящего хозяина – процесс объективный и, по-видимому, небыстрый. Это значительный период накопления позитивного опыта сельскохозяйственной экономики при сохранении регулирующей функции государства. В экономической функции – поддерживать производителя, рачительного хозяина, специалиста сельскохозяйственного профиля, грамотного и масштабно мыслящего. В контролирующей юридической деятельности государства каждый должен осознать исполнение Закона о земле» [4].

Широкая пропаганда идеи «возрождения чувства хозяина» как направления государственных преобразований фактически оказалась оторванной от формирования нового общероссийского законодательства, основанного на идеях либеральной рыночной ориентации. Реалии же проведенных преобразований в аграрной сфере привели к ухудшению условий хозяйствования, снижению конкурентоспособности российского АПК и выведению земли из сельскохозяйственного оборота под индивидуальное жилищное строительство, т.е. для удовлетворения личных, а не общественных, общегосударственных потребностей. Идеологическая платформа, фактические изменения законодательства и правоприменительная практика, а также результативность проводимых преобразований в сфере реализации общенациональных приоритетов развития должны дополнять друг друга, но не противоречить друг другу. В цивилизованном мире слово и дело не должны расходиться при провозглашении тех ценностных ориентиров, которые и реализуются в практической сфере.

Рассмотрим другой значимый и актуальный в настоящее время пример влияния определенной идеологии на судьбу несовершеннолетних граждан в России. По числу самоубийств среди подростков от 15 до 19 лет Россия занимает первое место в мире [5] (1,5 тыс. самоубийств из 4 тыс. попыток происходит ежегодно, при этом 500–700 случаев – в возрасте 15–17 лет, по данным Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка П.А. Астахова [6], и 2,5 тыс. – по другому источнику [7]). Оказывает ли на подростков влияние определенная негативная идеология, провоцирующая насилие над самим собой? По нашему мнению, ответ однозначно утвердительный. Ученые из США (Ирон,  Джордж Гербнер, Ричард Уолтерс, Рональд Дребмен, Маргарет Томас)  , Канады (Альберт), других стран мира доказали в своих исследованиях, что демонстрация насилия на телеэкране или в кино обусловливает не только агрессивный настрой зрителей, особенно эмоционально незрелых, но и обучает криминальным трюкам, формирует систему искаженных нравственных ценностей. В современной России причины самоубийств подростков  остаются невыявленными [7] и, следовательно, приводят к безынициативности и бездеятельности в решении этой значимой для общества проблемы. П.А. Астахов, например, указывает, что к решению распрощаться с жизнью современных российских подростков привели проблемы в семье или неразделенная любовь [5], хотя школьник ежедневно посещает школу, в зависимости от компетентности контингента преподавателей испытывает разные сложности, может сталкиваться со случаями коррупции как оказания на него неправомерного давления, разного рода вымогательств, получать низкоквалифицированную образовательную услугу и по этой причине испытывать сильнейшие стрессы при сдаче ГИА и ЕГЭ, а также при поступлении в ВУЗы. Кроме того, на всех без исключения российских школьников оказывает сильное воздействие телевидение, компьютерные игры, радиовещание, мировоззрение учителей, материалы школьных учебников. Коррупцию в школах можно также изучать как идеологию. По нашему мнению, оказание идеологического давления на общество (в приведенном выше примере – на подростков) в отрыве от всестороннего анализа значимых проблем – признак развития недемократических процессов в стране и ухода от реальности и конструктивизма общественно значимой деятельности.

В ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»  [8] – определение, которое, по нашему мнению, нуждается в дальнейшей корректировке, но до настоящего времени закрепляет употребление термина «идеология», хотя идеология насилия гораздо шире, чем понятие «терроризм», и, по логике организации правоприменительной практики, под цензурой должны были бы с 2006 г. оказаться все кинофильмы и компьютерные игры, провоцирующие насилие.

Многообразие различных идеологий с разными векторами их информационного давления – от позитивных до крайне негативных, попадающих под категорию информационной угрозы обществу, информационного оружия, – обусловливает необходимость разработки классификации существующих в России тематик идеологий национального развития их общественно значимой экспертизы по отсутствию ложных сведений, соблюдению норм права и нравственности. Отметим также, что каждая из названных нами далее тематик идеологий может быть как открытой, так и скрытой (в том числе тщательно скрываемой); как позитивной, так и негативной; как соответствующей нормам права, так и противодействующей им; как нравственной, так и безнравственной; быть идеологией обмана отдельных групп людей или иметь правдивый характер; быть зрелой в научном плане, обладать здравомыслием или иметь ненаучный, незрелый характер; выражать интересы нации (наций) в целом или отдельных групп (слоев общества).

В системе идеологий идеология суверенитета, национальной безопасности и отношений с другими государствами имеет наднациональный характер – миролюбивым устремлениям правящих кругов разных стран (не народов) противостоит идеология агрессии или вооруженных методов защиты суверенитета, идеологии встроенности той или иной страны мира в глобальный порядок (с закреплением или без ее закрепления в реально действующих формах интеграции) противостоят идеологии защиты суверенитетов от внешних врагов, экспансий, включая экономические.

Идеология национальных (общественно значимых) идей представляется как наставление нации, как ключевые ценностные приоритеты стратегии развития, содержится в миссиях, уставах предприятий, в устремлениях людей. В скрытом виде она может принимать как позитивные, так и негативные, незримо действующие, в том числе на подсознательном уровне, предписания для людей, влиять как положительно, так и отрицательно на уровень жизни и устойчивость прогрессивного развития. К числу таких идей Минтруда России относит действовавшую в советское время «идеологию достижения социальной однородности общества» [9]. Другой пример практики использования термина «идеология» на официальном уровне – создание рабочей группы в феврале 1991 г. по «разработке политологических, социологических и психологических проблем реформ», которая действовала бы в «целях координации проведения научных и проектных разработок по социокультурному обеспечению реформ в области идеологии, культуры, средств массовой информации и пропаганды, исследований общественного сознания» [10].

Современные официальные государственно-политические идеологические установки в России определены, к примеру, в государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами», начинающейся словами: «Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, обеспечения обороноспособности и достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны» [11]. Однако ответственность за неэффективное или малоэффективное управление общественными финансами в российской практике государственного управления пока не предусмотрена и осуществляется только выборочно в виде наказания за коррупцию преимущественно в низовых звеньях управления с переложением чувства вины за коррупцию и на потребителей некачественных или низкокачественных государственных и муниципальных услуг, а также услуг бюджетных организаций.

Идеология успеха  как конструирование разных технологий достижения  жизненного успеха личности и общества базируется на разных нравственных началах – от жизни «за свой счет», соблюдения норм права и этики до разных схем жизни за счет труда и средств других людей.

Идеология нравственных ценностей развития, ориентирование на постижение сущностей Добра и Мира на Земле или своекорыстия, насилия, похоти, пристрастности, мизантропии и прочих порочных идей развития, называемых в мировых религиях грехопадением. Приведем в качестве значимого для настоящего времена примера фрески в капелле дель Арена в Падуе итальянского художника Джотто ди Бондоне (1306 г.), где высшие добродетели противопоставляются смертным грехам: благоразумие –  глупости, милосердие – зависти, правосудие – несправедливости, стойкость –  непостоянству, воздержание – гневу, вера –  неверию, надежда –  отчаянию. По нашему мнению, тема нравственности, как и тема, по сути, защиты от негативных идеологий, пока не раскрывается в нормах права, но является непреходящей тематикой идеологического воздействия на граждан. Перестал работать и подход к российским школам, где основной успех 11-летнего обучения видится сегодня только в сдаче ГИА и ЕГЭ, как институту нравственного воспитания российских граждан. 

Идеология равенства (или неравенства) всех граждан перед законом и в применении права по факту. Так, в России различаются последствия нарушения правил дорожного движения или совершения преступлений для  обывателей или статусных персон.

Идеология продуцирования знаний – их ценности, эволюции от ненаучных до научных. Если в обществе никто, по сути, не будет разбираться в том, что на самом деле происходит, какие технологии обмана граждан используются и для чего, какие процессы реально происходят в нашем обществе, то общество будет жить, как верно было установлено К.Марксом и Ф.Энгельсом в «Немецкой идеологии», на основе слухов, сплетен, верить всему, что широко пропагандируется в печатных изданиях, разных средствах массовой информации, и многократно терять в доходах, возможностях своего роста. Вопрос далеко не риторический – кто управляет в государстве и в глобализационных аспектах миром идей и на какой нравственной основе – позитивной или негативной - по отношению к нации и национальным ценностям или нигилистической в отношении них. Кроме нравственного начала любых преобразований на основе той или иной идеологической и, как правило, незримой ориентации необходимо возникает вопрос, чьи интересы обслужила данная идеология, а не кому она по нраву или нет. В связи с этим возникает вопрос – каким умом, чьим интеллектом живет та или иная страна мира, на основе каких и чьих идей?

В ноябре 1991 г. в постановлении Правительства РСФСР № 14 «Об организации работы по подготовке проектов первоочередных нормативных актов, необходимых для осуществления радикальной экономической реформы» был утвержден перечень первоочередных нормативных актов, формирующих правовую основу кардинальных экономических и социальных преобразований в РСФСР «в рамках общей идеологии экономической реформы». При этом было признано «целесообразным участие ведущих зарубежных специалистов в экспертизе указанных документов». Данная ориентация на зарубежные знания,  заимствование идей через привлечение иностранных специалистов представляется нам провальной для современной России.

Депутат Госдумы РФ Е.А. Фёдоров, член партии «Единая Россия», в течение нескольких лет публично выступает, по сути, с идеологической информацией о том, что «государственная власть России работает в интересах США».  Государственная Дума, по его словам, ежедневно принимает десятки законов, написанных американцами [12]. Данное заявление как бы подчеркивает, что практика формулирования концепций реформирования экономики и социальной сферы России, проводившаяся в начале 1990-х годов с помощью американских консультантов Дж. Сакса, А.Ослунда и др., продолжена, но уже без представления имен.

И  отдельно следует остановиться на идеологии религиозного сознания, связываемой с пониманием, правилами, этикой веры в Бога, – от ценностных приоритетов, заложенных в Священных Писаниях мировых религий, до  предрассудков и грехопадения в церковных институтах и среди их прихожан.

Идеология правоприменения связывается нами с формированием взглядов большинства населения на роль законодательного устройства, его изменений  и его применение на практике. Идеология «жизни по понятиям» в России и в ряде других стран мира относится к данному виду.

Идеология государственного регулирования трактуется в качестве свободного от давления общественного контроля инструмента его совершенствования и обеспечения позитивности или соединенного системой обратной связи с потребителями государственных услуг и общественным контролем.

Идеология реагирования на проблемы рассматривается как своевременное обсуждение значимых или малозначимых проблем, в том числе поднимаемых для отвлечения общественного мнения от познания, развития знаний и разрешения более важных и актуальных проблем.

Идеология предрассудков –случайно возникающие или заведомо ложные (заказные) вненаучные идеи, оказывающие влияние на формирование мировоззрения людей.

Значение идеологий, на наш взгляд, в России явно недооценено и соответственно не отражено в нормах права. Например, в преамбуле к Федеральному закону «О политических партиях»  указывается, что в Российской Федерации «государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач». А если идеология той или иной политической группировки или партии в целом направлена на разрушение морально-нравственных ценностей, противоречит идеям конституции, унижает человеческое достоинство граждан, способствует развитию именно теневой и во многом дискриминационной сферы экономики, постулирует принципы «жизни по понятиям» как нарушения основ законности и правопорядка? Такого рода идеологии не должны двигать общественное развитие в никуда, повышать неопределенность, риски утрат частной собственности непрокоррупционных слоев населения, а конечном счете подрывать созданный с учетом приоритетов общественного развития большинства развитых стран конституционный строй.

По нашему мнению, из-за нечеткости определения понятия «идеология» для российского законодательства характерен методологически недоразработанный подход в отношении, по сути, защиты населения от негативных идеологий – и коррупционных, бандитских формирований, и незрелых личностей, и нежизнеспособных проектов. Кроме борьбы с терроризмом, в т.ч. как с идеологической угрозой нации, было сформировано и другое направление, по смыслу, идеологической работы – защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ. Остальные сферы негативного идеологического воздействия остаются пока вне поля внимания и общественно значимой деятельности.

В контексте серьезного воздействия ряда идеологий на жизнь людей, их своевременного выделения и ранжирования по значимости представляются, на наш взгляд, нуждающимися в совершенствовании положения п. 1 и 2 ст. 13 Конституции России: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». По нашему мнению, никакой идеологии, кроме здравого смысла с соблюдением этики, норм права, не должно быть предоставлено свободы оказания давления на формирование мировоззрения с искаженными нравственными ценностями, распространение заведомо ложной информации и пр.

По нашему мнению, разделение на позитивные и негативные идеологии, оказывающие давление на общество или совершающие такого давления, понимаемого в том числе и как форма насилия, - аргументы целесообразности корректировки действующей конституционной нормы. Любая идеология должна быть основана, в первую очередь, на здравом смысле, соблюдении законодательства, этики, а уже следом за этим – в продвижении чьих интересов, зачастую не общественно значимых, а узкогрупповых и/или своекорыстных. Российское общество нуждается также в защите и от распространения ложной информации, дезинформации под видом «идеологической свободы».

ЛИТЕРАТУРА

1.  Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе.  Т. 3. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.
2.  Алле М. Экономика как наука: Пер. с франц. И.А. Егорова. –  М.: Наука для общества, РГГУ, 1995.
3.  Чирков М.С. Аграрная политика советского руководства в годы «перестройки»: постановка проблемы (1985–1990 гг.) //Самарская государственная академия культуры и искусств. Конференция «Теория и история культуры». http://smrgaki.ru/8/1/1_6/chirkova_ms.htm
4.  Свойства земли как территориальной основы //Официальный сайт Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям  http://rshn-tver.ru/managment/departments/zemlyya/akt/svoistva/
5.  Астахов: Россия на первом месте по числу самоубийств среди подростков // http://www.gazeta.spb.ru/593126-0/.
6.  Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка «Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей (2008-2012 гг.)». – М., 2013. // http://rfdeti.ru/files/statDataA5.pdf
7.  Гомзикова С. Смертельно опасный экзамен //10 июня 2011 г. http://svpressa.ru/society/article/44430/
8.  Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О противодействии терроризму» //Первоначальный текст документа опубликован в «Собрании законодательства РФ», 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
9.  Методические рекомендации по разработке региональных программ демографического развития от 24 октября 2012 г. (утв. Минтрудом РФ).
10.  Распоряжение Правительства РСФСР от 07.02.1992 № 260-р «Об образовании рабочей группы по разработке политологических, социологических и психологических проблем реформ».
11.  Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами» //Собрание законодательства РФ, 11.03.2013, № 10, ст. 1061.
12.  Евгений Фёдоров: Госдума принимает законы, написанные американцами // АиФ, 10 октября 2010 г. http://www.aif.ru/politics/russia/944285

Статья в журнале из Перечня ВАК РФ: Румянцева Е.Е. Идеология как наука и социальная действительность. // Проблемы теории и практики управления. – 2015. - № 3. – С. 72-78

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован