Эксклюзив
17 декабря 2014
4227

Иван Никитчук: Украина над пропастью дефолта (по страницам украинских сми)

2 декабря произошло знаковое событие в Украине: Верховной Радой восьмого созыва, после длительных и ожесточенных переговоров, был утвержден состав нового Кабинета министров страны. В этот же день министры приняли присягу, а уже 3 декабря прошло первое заседание правительства.
Как пишется в статье Юлии Мостовой, опубликованной в еженедельной газете "Зеркало недели" "...Первое заседание Верховной Рады VIII созыва состоялось. Спектакль удался. Главные герои справились со своими ролями весьма неплохо: президент Порошенко светился счастьем и оптимизмом на похоронах собственной мечты об абсолютной власти; премьер Яценюк, согласно образу вечного камикадзе, хмурил брови под грузом тяжелейших задач, стоящих перед экономикой, и ликовал в душе по поводу сохранения за собой должности главы исполнительной власти; а Владимир Гройсман, ни дня не работавший народным депутатом, прикидывался спикером...>>.
"...Откровенно говоря, Арсения Яценюка некоторые конфиденты тоже отговаривали от поста премьера, напоминая об ошибке Юлии Тимошенко 2008 г., когда у нее была возможность в самом начале кризиса уйти в отставку и, не взяв на себя ответственность за экономическую пропасть, победить на президентских выборах. Арсения Петровича пытались убедить: Порошенко хочет себе все - отдай ему все, пусть выпустит конфеты "Золотая антилопа"... Но Яценюк отбросил эти предложения. Он - в тренде. У него - гон. У него - фарт. Это его время. Казалось бы, на Майдане освистали. Над "кулей в лоб" потешались. Тимошенко вышла из тюрьмы и из руководства "Батьк╕вщиною" его вытеснила. Резкое ухудшение качества жизни должно было вызвать, мягко говоря, недоверие избирателей. Реформы, которые нужно и можно было начинать с первого дня, провалены. Коррупция не просто цветет, а плодоносит. Порошенко выталкивает на холод чистополья из своего блока. И что в итоге? Первое место на выборах и результат, превысивший ожидания штаба с колес созданного "Народного фронта" в два раза! И к этому, еще два бонуса: Кремль считает Яценюка нежелательным для себя антироссийским премьером; Вашингтон, по той же причине, - своим... В результате тридцатидневной коалициады, спикериады и премьериады мы получили смешанную модель управления потоками, а заодно и государством: Петр Порошенко не решился получить все, а также не смог пойти на четкое сепарирование зон ответственности. Яценюк не рискнул сделать шаг в сторону, но и не захотел принять на себя всю ответственность за экономику, отдав президенту в руки войну и борьбу с коррупцией. По итогам раздела они сплетутся в правительстве, как "мальчики-осьминоги", - у каждого по восемь рук и все из... партийных квот. И дело не в наличии партбилетов у будущих министров, не в фамилиях, а в разделе функций между их собственниками...>>.
Появление в республике новой исполнительной власти приветствовалось руководством США и ЕС. Запад обещает ей поддержку и содействие в проведении реформ. В заявлении посетившего Украину вице-президента США Джозефа Байдена, лоббировавшем интересы А. Яценюка и, в целом, партии войны, распространенном украинскими СМИ, подчеркивается необходимость кардинальных преобразований, которыми предстоит заняться новым министрам. Дж.Байден также заявил о намерении его страны оказывать помощь украинскому Кабмину для нормализации положения в экономическом секторе, противодействия коррупции и укрепления демократии.
Правительству предстоит решить сложнейшие задачи по выведению страны из глубокого экономического кризиса, повышению социальных стандартов населения, стабилизации социально-политической обстановки в стране в целом. Сможет ли новая исполнительная власть адекватно ответить на вызовы времени - покажет уже ближайшее будущее.
Премьер Арсений Яценюк в ходе первого заседания Кабмина назвал пять приоритетов работы правительства, на которые следует направить программу его деятельности: решение задач, связанных с сектором нацбезопасности и обороны, оптимизацией бюджетного процесса, противодействием коррупции, преобразованиями госвласти и энергетического комплекса.
То, что такие кардинальные преобразования в стране нужны, говорят факты. Так, дефицит госбюджета уже перевалил за 40 млрд. грн и даже по достаточно умеренным прогнозам НБУ по итогам года превысит 68 млрд. Незамеченным это не останется, бюджетные организации уже ощущают недостаток финансирования, а непростые переговоры с МВФ, перед которым Украина взяла обязательство удержать бюджетную недоимку в рамках 63 млрд., усложняются. Из-за затянувшегося процесса по формированию коалиции и нового правительства, появление которых в Вашингтоне поставили условием продолжения переговоров о выделении новых траншей, Киеву уже вряд ли стоит рассчитывать на получение международной финансовой помощи раньше февраля 2015-го. Тем временем деньги в госказне, судя по динамике ее поступлений, закончатся уже к 15 декабря года нынешнего. И так как внешние рынки заимствований для украинского суверена сейчас по понятным причинам закрыты, единственным выходом может оказаться новая эмиссия гривны, неизбежно усугубляющая ее девальвацию.
Тем более что сделать это куда проще, чем сбалансировать расходную и доходную части госбюджета. И главное - печатать деньги можно пытаться "втихую", а вот сокращение госрасходов требует громких и непопулярных решений. Причем непопулярных вовсе не среди широких слоев населения, а среди достаточно узкого круга партийных спонсоров и отраслевых лоббистов. По сути, за исключением замороженных зарплат и социальных выплат, а также растущих коммунальных тарифов, по прошествии девяти месяцев из обещанного правительством реально сделано очень мало: страна так и не дождалась имплементации каких-то системных решений в противовес разрастающемуся в экономике кризису.
И хотя экономика в глубочайшей депрессии, а система госфинансов - в глухом тупике, ответ на вопрос, смогут ли коалицианты сделать правильные выводы из нынешней ситуации, во многом ими же спровоцированной, и учесть сделанные ошибки при планировании госбюджета следующего года, к сожалению, очевиден - бюджет многострадальный. Вот данные, которые приводятся в статье Ю. Самаевой, опубликованные в еженедельной газете "Зеркало недели": "После существенного сентябрьского сокращения (на 8,6% по сравнению с прошлогодним аналогом) в октябре госказна все таки нарастила доходы, доведя годовой темп их роста до 6,2% (что все равно почти вдвое меньше запланированного правительством темпа в 11%). По оценкам Госказначейства, по итогам октября годовой план по наполнению бюджета был выполнен все-го на 70%. Несмотря на почти 100-процентную девальвацию и уже галопирующую инфляцию, доходы гос-казны растут вдвое медленнее, чем предполагали его составители. Так что, по прогнозам большинства экспертов, бюджетный дефицит к концу 2014-го как минимум на 20-30 млрд. грн превысит согласованный с МВФ показатель (63 млрд. грн). И это не считая дефицита НАК "Нафтогаз Украины" и Пенсионного фонда. Введение новых налогов, в частности на депозиты, и повышение ставок за пользование недрами не оправдали ожиданий. Запланированные 17 млрд. грн доходов от приватизации в реальности оказались 0,06 млрд."