06 апреля 2007
2517

казанцева Е.Г., Бутаева М.А.: Молодежь как объект и субъект реализации приоритетного национального проекта `Образование`

В современных условиях приоритетное значение для государства и частных предпринимателей имеют инвестиции в человеческий капитал, под которым традиционно понимается комплекс качеств, навыков, способностей и знаний человека, используемых им при осуществлении хозяйственной деятельности в интересах получения дохода.
Основу формирования человеческого капитала составляют инвестиции в развитие человеческих ресурсов с целью повышения их производительности: инвестиции в приобретение базовых навыков, квалификации, накопление опыта и знаний, в поддержание трудоспособности и приобретение специфических личных качеств, необходимых для занятия той или иной профессиональной деятельностью. При этом предполагается, что инвестиции в образование и приобретение специфических качеств увеличивают фонд человеческого капитала, в то время как инвестиции в поддержание работоспособности продлевают срок его "службы".
Степень эффективности инвестиций в человеческий капитал определяется соотношением затрат, необходимых для приобретения определенных качеств, знаний и навыков (плата за образование и медицинское обслуживание, упущенный доход за период обучения) и прироста дохода, полученного благодаря использованию накопленного человеческого капитала в хозяйственной деятельности. Поэтому для более быстрого развития экономики и достижения благосостояния граждан необходимо добиться как можно большей отдачи от вложенных инвестиций.
В рамках теории человеческого капитала основное внимание уделяется инвестициям в образование, которое выступает ключевым ресурсом развития гражданского общества и является важным фактором повышения конкурентоспособности экономики, благосостояния и качества жизни населения. Это связано с тем, что инвестиции капитала в сферу образования помимо гуманитарной составляющей оказывают значительный мультипликативный эффект, который воплощается в росте объемов производства товаров и услуг. Именно поэтому Правительство Российской Федерации рассматривает образование как одно из приоритетных направлений развития страны.
К реализации приоритетного национального проекта активно подключились региональные и местные органы власти. Также существенную роль в части обеспечения финансовой поддержки реализации мероприятий проекта играет бизнес.
Приоритетный национальный проект в сфере образования предполагает значительное увеличение объемов финансирования. Но простое увеличение денежных средств не даст ожидаемого эффекта. Необходимо дать стимул к модернизации, повышению инновационной активности всей образовательной системы.
Образование является ценным ресурсом в любом возрасте. Однако наибольшая отдача от образования будет получена, если инвестировать в молодежь. Основная часть человеческого капитала накапливается в годы обучения в школе, институте и в первые годы трудовой практики, а значит, необходима заинтересованность молодежи в наращивании человеческого капитала. Именно поэтому при реализации приоритетных национальных проектов особое внимание уделяется школьникам, студентам, молодым специалистам.
Молодежь может выступать как объектом, так и активным субъектом реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Молодежь выступает как объект, на которой направлен приоритетный национальный проект "Образование" при реализации следующих направлений проекта:
направление "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" предполагает воздействие на молодежь при реализации таких мероприятий, как: оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития вузам, активно внедряющим инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодных грантов;
направление "Внедрение современных образовательных технологий" будет способствовать повышению качества образования и повышению заинтересованности школьников в получении знаний, а значит, приведет к повышению отдачи при инвестициях, направленных на реализацию следующих мероприятий: подключение школ к сети Интернет и оснащение школ компьютерными классами; разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте дистанционных образовательных программ; оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;
направление "Развитие системы профессиональной подготовки в армии" необходимо для получения образования военнослужащими. По данному направлению планируется реализация следующих мероприятий: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин и др.
В рассмотренном комплексе мероприятий отчетливо прослеживается направленность на молодежь как на объект воздействия. Однако реализация любого проекта обречена на неудачу, если молодежь будет выступать исключительно как объект. Без непосредственного участия молодежи, без ее стремления к повышению знаний, любые инвестиции не принесут отдачи. Реализация приоритетного национального проекта "Образование" невозможна без активной субстанции - молодежи.
Всегда стоит учитывать, что при реализации приоритетного национального проекта молодежь выступает и в роли активного субъекта:
в лице талантливых старшеклассников и студентов вузов, активно участвующих в разработке грантовых проектов;
в лице молодых специалистов-учителей и преподавателей. Молодые специалисты, несмотря на связанные с профессией трудности, идут в сферу образования, активно внедряют новые формы, методы, технологии обучения, что способствует скорейшей модернизации данной сферы;
в качестве помощников преподавателям и педагогам в процессе реализации мероприятий проекта;
в качестве идейного вдохновителя для внесения предложений по совершенствованию проекта. Молодежь целесообразно включать в состав общественных советов по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в муниципальных образованиях;
молодежь проявляет инициативу при создании новых методик обучения, предлагая новые подходы, отвечающие именно ее требованиям и т.д.
В долгосрочном периоде ожидается, что реализация приоритетного национального проекта в сфере образования приведет к повышению доступности получения образования; повышению доли населения с высшим и начальным профессиональным образованием; повышению уровня образования; подготовке управленческих кадров мирового уровня, а также высококлассных специалистов в различных сферах экономики; востребованности отечественной системы образования и отечественных специалистов на международном рынке труда; становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
Следует отметить, что приоритетный национальный проект "Образование" стал своеобразной квинтэссенцией многолетней предшествующей работы наиболее активной части педагогического сообщества.
Рассмотрим на примере МОУ "Экономическая гимназия No17" г. Кемерово работу педагогического коллектива, направленную на повышение интеллектуального потенциала гимназистов, проходившую в течение последних лет (до и после начала реализации приоритетного национального проекта в сфере образования). Целью деятельности гимназии является формирование выпускника, творчески ориентированного, владеющего фундаментальными знаниями, способного к самосовершенствованию, деятельного, активного, участвующего в совершенствовании различных сторон жизни общества.
Система управления гимназией построена таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность функционирования административных и коллегиальных органов управления в интересах достижения поставленной цели. При этом педагогический коллектив осознает важность вовлечения гимназистов в активную общественную деятельность через коллективные творческие дела, самоуправление, развитие инновационной активности.
В гимназии серьезное внимание уделяется научно-исследовательской работе интеллектуально-одаренной части гимназистов. В течение 10 последних лет стало доброй традицией проведение интеллектуального марафона, который нацелен на развитие и подкрепление интереса к учебе через массовый охват учащихся и выявление детей, составляющих интеллектуальную элиту гимназии.
"Интеллектуальный марафон" - новое видение работы с одаренными, талантливыми детьми, способными к интеллектуальному росту и развитию. В рамках интеллектуального марафона проводится серия "марафонов" по предметам, например, "Окно в живой мир" (биология), "Путешествие вокруг света с Адамом Смитом" (география, экономика), "Математический калейдоскоп" (математика, информатика), "Очевидное - невероятное" (физика, химия), "Все флаги в гости к нам" (иностранные языки), "Колесо истории" (история), "В мире литературы" (русский язык и литература), "Прекрасное пробуждает добро" (ИЗО, музыка, МХК).
Интеллектуальный марафон проводится в 4 тура (см. рис. 1- Организация интеллектуального марафона).
Интеллектуальный марафон формирует ядро научного общества гимназистов "Интеллект", которое функционирует с 1998 года (см. рис 2 - Структура научного общества "Интеллект"). В компетенции президиума научного общества гимназистов - организация слета эрудитов и научно-практических конференций разного уровня. Результатом активной научно-исследовательской, познавательной и творческой деятельности является участие гимназистов и их победы в районных, городских, областных, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах. С 1998 года в научно-практической конференции "За нами будущее России!" имели возможность публично защитить свои работы более 700 гимназистов. В работе секции "Экономика и проекты в области коммерции и инженерного бизнеса" городской НПК "Интеллектуал", начиная с 2000 года, приняли участие 65 гимназистов.






















Схема



Рис. 1- Организация интеллектуального марафона












Рис. 2 - Структура научного общества "Интеллект"


Большое значение в повышении качества гимназического образования, активизации познавательной деятельности, формировании престижности хороших и отличных знаний имеет разработанная система рейтинговой оценки достижений учащихся.
В соответствии с экономической направленностью гимназии развивается новая форма общественной деятельности учащихся - экономическая игра-практика "Школьная компания". "Школьная компания" - добровольное учебно-производственное объединение учащихся, деятельность которого проводится в рамках работы межрегиональной общественной организации "Достижения молодых". Миссия "Школьной компании" заключается в предоставлении возможности молодым людям получить практический опыт в области предпринимательства и менеджмента, участвуя в создании своего собственного учебного предприятия и управлении им. Основная задача "Школьной компании" - отработка всех этапов функционирования предприятий в реальных экономических условиях, развитие организационных навыков и психологической готовности учащихся к работе в сфере бизнеса.
Подведение итогов деятельности гимназии и награждение победителей традиционно проводится на мероприятии "Звездный час".
Позитивным фактором развития научно-исследовательской деятельности является сотрудничество гимназии с профильными кафедрами Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет". С 1993 года за двенадцать лет сотрудничества Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО "РГТЭУ" с МОУ "Экономическая гимназия No17" выпускниками 11-х экономических классов стали 383 ученика. Из них поступили в КемИ (филиал) ГОУ ВПО "РГТЭУ" 217 человек (56,7 %), в том числе с 2001 г. по 2005 г. - 109 человек.
По мнению преподавателей, выпускники гимназии более активны по сравнению с выпускниками других образовательных учреждений. Они инициативны, адаптированы к учебному процессу в вузе, чему способствует обучение учащихся 10-х, 11-х классов в профильных экономических классах факультета довузовской подготовки и профориентации КемИ (филиала) ГОУ ВПО "РГТЭУ" и индивидуальная научно-исследовательская работа под руководством преподавателей вуза.
В период обучения на факультете довузовской подготовки и профессиональной ориентации учащиеся изучают 11 дисциплин, в том числе обязательные - основы потребительских знаний, технологию экономического анализа, технологию поведения на рынке труда, товаров и услуг, информатику, основы коммерческого права, а также дисциплины по выбору - историю предпринимательской деятельности в России, организацию рынка ценных бумаг, этику деловых отношений и социальную психологию, основы налоговой системы, основы мировой экономики, организацию коммерческого дела. Результаты экзаменов по перечисленным и последующим смежным дисциплинам показывают более высокую успеваемость выпускников гимназии по сравнению с сокурсниками.
Проведение занятий и руководство индивидуальной научно-исследовательской работой учащихся осуществляют 18 преподавателей института, в том числе 2 профессора, 11 кандидатов наук, доцентов, 4 старших преподавателя, 1 ассистент. Ежегодно они осуществляют руководство подготовкой индивидуальных работ учащихся, а также команд, для участия в научных и научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня, проводят занятия в системе "Зимней школы юных исследователей" по проблемам экономики, финансов и управления и др.
Таким образом, к началу реализации приоритетного национального проекта в сфере образования в гимназии были отработаны технологии и механизмы привлечения обучающихся к научно-исследовательской деятельности, повышения их инновационной активности. Приоритетный национальный проект дает дополнительные возможности по развитию прогрессивных начинаний.
Участвуя в федеральном конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2005-2006 гг. гимназия получила грант в размере одного миллиона рублей на дальнейшее развитие. В 2006-2007 гг. преподавательский состав гимназии No17 планирует принять участие в федеральном конкурсе на денежное поощрение лучших учителей; в региональных конкурсах: "100 лучших учителей Кузбасса", "Педагоги Кузбасса - за здоровое поколение", "Учитель года - 2007", Российско-американский конкурс преподавателей английского языка, "Учитель - исследователь" в номинациях "Лучшая педагогическая концепция" и "Лучшая программа экспериментальной работы". В 2007-2008 гг. планируется принять участие в федеральном конкурсе "Государственная поддержка талантливой молодежи" и региональном конкурсе "Достижения юных".
В целом, можно сделать вывод, что основные направления реализации приоритетного национального проекта "Образование" нашли отклик у представителей органов власти всех уровней, бизнес-среды, преподавателей, молодежи, и позволят закрепить положительные результаты развития образовательной системы страны в последние годы и получить реальную отдачу на инвестированные в образование средства в будущем.

Казанцева Е.Г. к.э.н., доцент Кемеровского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета
Батуева М.А.

2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован