09 октября 2007
3118

Минфин: к налоговому раю за три года

К 2010 году Минфин планирует увеличить число лояльно настроенных по отношению к налоговой системе граждан сразу на 10 процентов. О том, какими способами представители профильного министерства, а также их подчиненные из ФНС, намерены в ближайшую трехлетку завоевывать сердца налогоплательщиков, подробно рассказано в опубликованном недавно ведомственном "Докладе о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг."

Стремясь к удовлетворению чаяний простых граждан и предпринимателей, сотрудники Минфина не забывают и о своей главной задаче, а именно: о наполнении федерального бюджета. Авторы доклада не преминули напомнить, что за счет налоговых поступлений в настоящее время формируется более 70 процентов доходов государственной казны. Вряд ли этот показатель заметно снизится в ближайшую трехлетку, а значит, предпринимателям следует быть готовыми к жесткому контролю со стороны главного администратора страны - ФНС. Минфин, в частности, рекомендует налоговикам продолжить работу по выявлению новых способов и "черно-серых" схем, которые изобретательные и не слишком добросовестные бизнесмены используют для уклонения от уплаты налогов. Также в среднесрочных планах министерства - доведение до сведения налогоплательщиков информации о реквизитах счетов Федерального казначейства (а в случае необходимости - об их изменении) и других сведений, которые необходимы для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджеты разных уровней. Не останутся без работы и программисты налоговой службы. На их плечи возложат задачу развития технологий централизованной обработки данных.


"Регистрационные" метания

Однако наиболее интригующим видится еще одно направление работы ФНС - совершенствование государственной регистрации фирм и индивидуальных предпринимателей. В представленном вниманию общественности докладе подчеркивается, что чиновники намерены упростить регистрационные процедуры. Однако это плохо вяжется с недавними заявлениями высокопоставленных сотрудников налоговой службы, предлагавшими, наоборот, ужесточить процесс регистрации и видевшими в этом один из наиболее приемлемых способов борьбы с фирмами-"однодневками". Так, основная проблема, по мнению заместителя руководителя налогового ведомства Константина Седова, заключается в том, что его подчиненные согласно ныне действующему закону обязаны "дать добро" на создание нового юрлица или ПБОЮЛ в течение пяти дней. Этого временного промежутка не хватает для того, чтобы досконально проверить достоверность представленных будущим бизнесменом сведений, утверждает он. "Даже когда у нас имеются вполне определенные сомнения в добропорядочности заявителя, мы не имеем никакой возможности отказать ему в регистрации фирмы, - посетовал Седов. - Поэтому срок, установленный для проверки представленных сведений, просто необходимо увеличить до 20 дней".

ФНС не прочь расширить и пакет представляемых бизнесменами для госрегистрации документов. По мнению все того же Седова, его будет нелишним дополнить нотариально заверенным согласием владельца недвижимости, чей адрес по документам впоследствии пройдет как юридический. Да и с учредителей хорошо бы взять расписку об их согласии на участие в "рождении" фирмы, естественно, также с визой нотариуса. Таким образом, считает налоговик, можно убить сразу двух зайцев: сократить число случаев создания "однодневок" с помощью подложных документов, а также облегчить последующий поиск людей, ответственных за возможное банкротство компании.

В главном налоговом ведомстве страны уже озвучивали желание расширить перечень оснований для отказа бизнесменам в регистрации. Напомним, что по действующему законодательству оснований для отказа существует всего три: в случае отсутствия необходимых для госрегистрации документов, если бумаги поданы в ненадлежащую налоговую инспекцию, а также в ситуации, когда новая компания возникает в результате реорганизации ликвидируемой организации. Так вот, по мнению представителей ФНС, ни о каком создании новой организации не может идти речь, если, к примеру, паспортные данные заявителя окажутся недостоверными или он укажет в документах сомнительный адрес.

Все эти меры в итоге, с точки зрения Минфина, и должны будут обеспечить повышение собираемости налогов при поддержании их относительно низких ставок. Эксперты финансового ведомства отмечают, что под понятием "собираемость" они понимают отношение уплаченных гражданами налогов к расчетному объему платежей, определенному по уровню экономической активности населения. Гарантируют финансисты и стабильность налогового законодательства на протяжении ближайших трех лет, и прозрачность работы по подготовке поправок в Налоговый кодекс.


Перераспределение налогов

Говоря о стабильности налоговой системы, Минфин честно признается в том, что эта задача выполнима при одном, но крайне важном условии - сохранении стабильно высоких цен на нефть в период с 2008-го по 2010 год. Если "черное золото" катастрофически не подешевеет, чиновники обещают стабилизировать общую налоговую нагрузку и даже перераспределить ее. Так, с особым оптимизмом в недалекое будущее могут смотреть предприниматели, не использующие сомнительные с точки зрения ФНС налоговые схемы. Они, по заверению "кудринцев", перестанут быть "крайними" и расплачиваться за недобросовестных коллег по бизнесу, которые в настоящее время умело используют "дыры" в законе и ставят себя в более комфортные, по сравнению с честными коммерсантами, конкурентные условия. Не исключен и сценарий снятия избыточного бремени с одних отраслей и перекладывания его на другие, еще не сгорбившиеся под тяжкой налоговой обязанностью, "плечи". Конкретно об отраслях специалисты Минфина ничего в докладе не сказали, однако можно предположить, что наибольшие надежды в этом плане должны питать предприятия перерабатывающего профиля, регулярно жалующиеся на непомерные отчисления в госбюджет.


Оптимизм в цифрах

Впрочем большинство предпринимателей считают нынешние ставки налогов вполне приемлемыми. Куда больше их смущают и возмущают расходы, связанные с налоговым администрированием, а также периодически возникающие противоречия с ФНС в трактовке законодательства. Что касается последнего аспекта, то здесь Министерство финансов намерено в течение трех лет выработать-таки единую правоприменительную практику, то есть решить задачу, с которой налоговое ведомство так и не смогло справиться на протяжении всего своего существования. В результате должно снизиться количество споров, разрешаемых бизнесменами и контролерами в судах. Более того, Минфин рассчитывает, что к 2010 году доля жалоб, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми инстанциями в общем числе заявлений по налоговым спорам, достигнет невероятных на сегодняшний момент 77 процентов.

Приятный прогноз дает финансовое ведомство и на предмет сокращения среднего срока проведения проверок и принятия решений о возврате излишне уплаченных налогов до 85 дней. Однако произойдет это радостное для всего отечественного бизнеса событие никак не раньше заветного 2010-го, сообщают авторы доклада.

Не собирается останавливаться Минфин и в развитии системы электронного взаимодействия между теми, кто собирает и платит налоги в казну. Спустя три года доля юридических и физических лиц, которые получат доступ к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом по электронным каналам связи и через Интернет, возрастет до 50 процентов. До 2010 года абсолютно все действия сотрудников ИФНС будут прописаны в специальных административных регламентах. Заметим, что проекты некоторых из них - к примеру, о регистрации контрольно-кассовой техники, госрегистрации фирм и индивидуальных предпринимателей, внесении налогоплательщиков в единые реестры - уже размещены на официальном сайте ФНС и в скором времени будут публично обсуждаться экспертным сообществом. В идеальную картину всеобщего налогового благоденствия, созданную Минфином, органично вписывается решение еще одной сложнейшей проблемы - разграничения правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов. Напомним, что к этой работе российские чиновники пытались привлечь даже немецких экспертов, однако ожидаемого законодательного прорыва в этой области так и не произошло.

Все вышеназванные меры на бумаге выглядят обнадеживающе, даже несмотря на сделанные "нефтяные" оговорки. Похоже, бизнес-сообщество сумело-таки довести до сведения Минфина мысль о том, что именно разумная и справедливая налоговая политика может стать реальным катализатором позитивных экономических процессов. Не случайно авторы "перспективного" доклада конечным результатом трехлетней работы Министерства финансов видят конкурентоспособную, предсказуемую и прозрачную фискальную систему, с помощью которой и бюджет наполнить можно, и предпринимательству дать новые стимулы. Однако от слов до дел, как известно, дистанция огромного размера, и преодолеть ее в данном случае в силах лишь сами чиновники. А там, глядишь, и 10 "лояльных" процентов подтянутся.


09.10.2007

www.buhnews.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован