03 октября 2010
38808

Определение коррупции, формы и виды проявления коррупции

Андрианов В.Д.

Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания международного сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему современности.

Благодаря активной позиции ряда международных организаций и гражданской пропаганде коррупция стала восприниматься не только как проблема коррумпированных стран, но и как проблема тех государств и иностранных компаний, которые их коррумпируют.

В настоящее время меры по противодействию коррупции осуществляются как правительствами отдельных стран, так и различными международными, общественными и неправительственными организациями.

Многие страны ввели в практику государственной политики широкий арсенал мер по противодействию коррупции, которые заслуживают самого пристального внимания и изучения.

В результате постепенно в мировом сообществе возникает и формируется так называемый глобальный антикоррупционный консенсус.

В борьбе с этим злом антикоруппционный консенсус претендует на объединение усилий между различными общественными и политическими силами, в том числе между левыми и правыми, между либералами и консерваторами, между глобалистами и антиглобалистами.

Чтобы найти ответы на вопрос, как эффективно противодействовать коррупции, нужно обратиться к истории, понять причины возникновения этого негативного явления, выявить формы его проявления, проанализировать современное состояние проблемы, понять, почему одни страны по индексу восприятия коррупции занимают первые места, а другие - последние, ознакомиться с зарубежным опытом борьбы с коррупцией.

Современный термин "коррупция" произошел от латинского слова corrumpere, имеющего несколько значений, основное из которых - "портить".

Справочно: латинское слово corrumpere при переводе на русский язык имеет 15 значений: "повреждать желудок плохой пищей", "портить воду в закрытой таре", "расстраивать дела", "расточать состояние", "приводить в упадок нравы", "упускать возможности", "истощать источник", "истреблять насекомых", "поджигать имущество", "губить свободу", "обольщать женщин", "развращать молодежь", "искажать смысл", "фальсифицировать результаты", "унижать достоинство".

Коррупция - достаточно сложное социально-экономическое явление и не имеет единственного общепринятого определения.

В самом общем виде под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам.

Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

По одному из определений коррупция - это неспособность государства с помощью стимулов направить корыстный интерес человека в продуктивное русло.

Историческая справка: исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения.

Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Из числа должностных преступлений взяточничество является самым ранним из известных человечеству. Свидетельством древности этого деяния могут служить слова Овидия (I в. до н.э.): "Дары увлекают, поверь, людей и богов, Юпитер мирится сам при виде даров".

Следует отметить, что первоначально коррупция была больше нравственной проблемой. В частности, в книге "Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600-1770 гг." ее автор Жан-Клод Ваке писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был дискурсом не о государстве, а о человеческой природе.

Особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.

Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей. В частности, в Библии сказано: "Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых". В Коране говорится: "Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей".

Как писал Томас Гоббс (1588-1679), английский философ XVII в., коррупция "есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам".
По мере усложнения государства, появления аппарата управления появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованьем. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.


Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

-    административную и как ее разновидность бытовую;

-    деловую;

-    коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

-    политическую.


Административная коррупция

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам.

Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др.
Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.

По данным социологических исследований, проведенных в странах СНГ, средний размер выплат, связанных с административной коррупцией, в конце 90-х годов оценивался в среднем в 3,7% валового годового дохода компании. Аналогичный показатель для малых компаний оказался почти в три раза больше.

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг

Деловая коррупция

Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы.

Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной.

Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в разных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма показательные печальные результаты.

В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100% опрошенных, во Франции - 75, в Нидерландах - 70, в Германии - 68, в США - 56, в Японии - 43, в Норвегии - 30%.
В Германии, согласно официальной полицейской статистике, в середине 90-х годов прошлого столетия в получении взяток было уличено около 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд немецких марок.

Справочно: наиболее громкие скандалы последних лет были связаны с крупнейшими немецкими транснациональными компаниями - "Сименс", "Фольксваген" и "Даймлер".
В частности, в 2007 г. власти Германии за доказанные взятки компании "Сименс" в Нигерии, России и Литве на общую сумму 12 млн евро наложили на фирму штраф в размере 201 млн долл. В результате скандала компании "Сименс" пришлось уволить 130 руководителей различных подразделений, включая менеджеров высшего звена концерна.

По закону о коррупции в США могут привлекаться к суду иностранные предприятия, представленные на американской бирже. В конце 2008 г. в соответствии с немецким законом о противодействии коррупции за рубежом "Сименс" была вынуждена выплатить 350 млн долл. по гражданскому иску Комиссии по ценным бумагам и биржам США и 450 млн долл. по уголовному иску Министерству юстиции США.

Совокупный размер штрафов "Сименс" по делам о взятках составил 1,18 млрд долл.
В начале 2010 г. Министерство юстиции США предъявило немецкому автопроизводителю концерну "Даймлер" обвинения в даче взяток чиновникам в 22 странах мира на общую сумму 56 млн долл. для получения крупных государственных заказов.

Речь идет о нарушениях, совершенных в период с 1998 по 2008 г. немецким экспортным подразделением концерна "Даймлер Экспорт энд Файненс ГмбХ" и российским ЗАО "Мерседес-Бенц Рус" (до недавнего времени ЗАО "Даймлер Крайслер автомобили Рус") в таких странах как Россия, Китай, Таиланд, Греция, Ирак, Хорватия, Туркмения, Узбекистан и др.

По версии Минюста США, представители этих двух организаций дарили государственным служащим дорогие подарки или просто переводили на их счета крупные суммы денег. По документам деньги проходили как скидки или комиссионные платежи.
Руководство немецкого концерна "Даймлер" признало свою вину в подкупе чиновников и заключило мировое соглашение с органами юстиции США. За прекращение дела и судебных разбирательств, что могло нанести еще больший ущерб имиджу концерна, "Даймлер" выплатил штраф в размере 185 млн долл., которые были поделены между двумя ведомствами США - 93,6 млн долл. получило Министерство юстиции США и 91,4 млн долл. - Комиссия по ценным бумагам и биржам США.


По заявлению заместителя государственного секретаря США С. Айзенстата, за период с 1994 по 1998 г. американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд долл. по причинам, связанным с коррупцией. В этот период обвинения в использовании взяток были высказаны в отношении 294 случаев подписания международных контрактов общей стоимостью 145 млрд долл.?(1)

В 2009 г. связанные с коррупцией потери американских компаний при заключении международных контрактов оценивались специалистами в 27 млрд долл.

Справочно: в 2010 г. американской компании "Хьюлитт Паккард" было предъявлено обвинение в предполагаемых взятках на сумму 8 млн евро., которые позволили ей выиграть контракт стоимостью 35 млн долл. на поставку Генеральной прокуратуре России компьютеров, программного обеспечения и системы защищенного обмена данными. Деньги для взяток были проведены через сложную сеть подставных компаний и счетов в Великобритании, Швейцарии, Австрии, на Виргинских островах, в Белизе, Новой Зеландии, Латвии и Литве и в американских штатах Делавэр и Вайоминг.


По мнению специалистов, свойственные Франции концентрация власти и перекосы во взаимоотношениях между государственными и частным секторами экономики, весьма способствуют процветанию коррупции. В 1994-1995 гг. в отставку из-за обвинений в коррупции ушли три министра.

Ассоциация аудиторов Японии в 1997 г. провела специальное исследование, которое свидетельствует об исключительно высоком уровне коррупции в японском деловом мире.

Справочно: согласно исследованию пятая часть из 1850 обследованных японских компаний в 90-е годы в том или ином виде была замешана в скандалах, связанных с несоблюдением деловой этики.

Чаще всего это были нарушения антимонопольного законодательства, а также зафиксированные в судебном порядке случаи взяточничества.

Самым громким скандалом в Японии в послевоенный период было знаменитое дело компании "Локхид", приведшее к падению премьер-министра Японии Какуэ Танаки.
Один из последних скандалов связан с именем Нобухару Окамуцу, бывшего заместителя министра здравоохранения, которого в конце 90-х годов прошлого столетия обвинили в получении взяток в размере 472 тыс. долл. в обмен на предоставление государственных субсидий на строительство больниц.


Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты.

Поэтому, если внутриведомственная или внутрикорпоративная культура такова, что по отношению к взяткам царит "обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствия гласности при обсуждении проступков сотрудников", то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.

"Пленение государства"

"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики.
Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

-    формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

-    выпуск необходимых нормативно-правовых актов;

-    неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;

-    незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;

-    "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

Политическая коррупция

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы.

В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй.

Нельзя понять природу глобализации, если не осознавать, что США - американская империя - это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой этого процесса.

Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.

За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения своих национальных интересов, в том числе используя коррупционные механизмы, для отбора и подготовки национальных кадров, которые затем продвигаются во властные структуры, в том числе и на самые высокие должности.

Для достижения своих политических целей США активно используют международные, региональные, неправительственные организации, государственные и частные фонды.
Среди таких организаций следует выделить:

-    Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

-    Национальный демократический и международный республиканский институт (Фридом хаус);

-    Ассоциацию бывших членов конгресса США (USAFMC);

-    Национальный фонд в поддержку демократии;

-    Институт устойчивых сообществ (Institute for sustainable communities);

-    Корпорацию "Вызовы тысячелетию" (Millenium challenge corporation);

-    фонды "Евразия", "Понтис", "Вестминстер", фонд Форда, фонд Сороса и др.

На финансовой и юридической поддержке и подготовке соответствующих кадров специализируются неправительственные организации. Ассоциация американских юристов (American bar association) и Законодательная инициатива для стран Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern Europe Law Initiative CEELI).

Подкуп, отбор и подготовка соответствующих кадров осуществляются непосредственно при поддержке спецслужб США.

В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии, на Украине.

Классический пример в этом плане. После прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским государственным чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.

Примерно такая же ситуация существовала на Украине, особенно в период так называемой оранжевой революции.

Почему коррупция как инструмент "политического искусства" проявилась у верховных правителей в XX в. именно на рубеже 80-90-х годов? Ответ на этот вопрос содержится в Докладе Римского клуба "Первая глобальная революция" (1991 г.).
Авторы документа считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооружений - она определяется финансовой мощью.

Коррупция в высших эшелонах власти

Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств.

Историческая справка: о коррупции как о "порче", разложении власти писали еще великие мыслители древности. Платон и Аристотель, которые обозначили это явление, тесно связывали его с политикой.

Внутренние механизмы коррумпирования высших деятелей государства глубже всех вскрыл теоретик анархизма Михаил Бакунин еще в 70-х годах XIX в. в работе "Коррупция. - О Макиавелли. - Развитие государственности".

Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления.

Коррупция, по словам Бакунина, являлась важным инструментом в руках профессиональных политиков, которые обладали новым искусством - "искусством побеждать и сохранять власть всеми возможными способами".


Впервые о коррупции первых лиц государства в заговорили в 1990 г., когда президент Пакистана отправил правительство Беназир Бхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

В Италии в 1992 г. после десятилетней борьбы с мафией специальная комиссия юристов в Милане начала расследование дела премьер-министра Италии Беттино Кракси.

Это расследование и последовавшая затем операция "Чистые руки" привели к тому, что были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти Италии.
Беттино Кракси был заочно приговорен к тюремному заключению за то, что содействовал пополнению партийной кассы социалистов за счет взяток от бизнесменов в обмен на государственные контракты.

В 1994 г. было возбуждено уголовное дело по факту взяточничества против одного из инициаторов операции "Чистые руки" - премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.
В 1995 г. возбуждается уголовное дело о связях с мафией Джулио Андреотти, семь раз избиравшегося на пост премьер-министра Италии. В декабре 1999 г. Андреотти был оправдан судом.

В Германии громкий скандал разгорелся в конце 90-х годов вокруг многих политиков, в том числе в отношении финансовых злоупотреблений бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля.

Во Франции уголовное расследование проводили судебные органы и в отношении покойного французского президента Франсуа Миттерана. После ухода в отставку президента Франции Жака Ширака против него было возбуждено дело за финансовые нарушения, допущенные им в период, когда он был мэром Парижа и председателем партии "Объединение в поддержку Республики".

В Японии в 1994 г. в связи с обвинением в финансовых нарушениях был отправлен в отставку премьер-министр Морихиро Хосокава.

В Израиле в конце 90-х годов ушел в отставку президент Эзер Вейцман. Прокуратура этой страны уведомила его в том, что он находится под следствием по обвинению в коррупции: в получении подарков от своего друга, французского миллионера Эдуарда Сарусси в период между 1988 и 1993 г., когда Вейцман был министром науки Израиля.
Вслед за этим в коррупции был обвинен бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак. Одновременно проводилось расследование по фактам нарушений служебной этики в отношении предыдущего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Такие же обвинения выдвигаются и против нынешнего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта.
Коррупция верховных правителей расцветала на фоне потери моральных ценностей и трансформации управления в мире финансов.

По оценкам специалистов, самыми коррумпированными политиками высшего эшелона власти прошлого столетия были:

-    Президент Индонезии Д. Сухарто, который за 31 год своего правления ограбил страну примерно на 15-20 млрд долл.

-    Президент Филиппин Фердинанд Маркос, правивший страной в 1972-1986 гг., сколотил состояние, которое оценивалось в 5-10 млрд долл.

-    Президент Заира Мобуту Сесе Секо, который за 32 года пребывания у власти присвоил около 5-6 млрд долл.

-    Президент Нигерии Сани Абача, который за период своего правления присвоил от 2 до 5 млрд долл.

-    Президент Югославии Слободан Милошевич, состояние которого после 11 лет правления оценивалось в 1 млрд долл.

-    Бывший диктатор Гаити Ж.К. Дювалье вывез из страны и разместил на банковских счетах в США, Канаде и Франции около 1 млрд долл.?(2)

Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.

В приведенной ниже табл. 1 наглядно показана корреляция между уровнем заработной платы высших должностных лиц государства и индексом восприятия коррупции.
Таблица 1

Среднегодовая заработная плата глав государств и правительств отдельных стран мира
(2002-2003 гг.)
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован