07 октября 2013
4416

С планшетом в школу

На выходных в России отметили День учителя — профессиональный праздник самоотверженных и героических работников отечественной сферы образования. Для школьников и их родителей 5 октября — день букетов, конфет и поздравлений педагогов-стахановцев, а для чиновников профильных министерств и ведомств — очередной повод высказаться о необходимости реформирования и оптимизации российской системы образования, о том, что учебным объектам срочно необходимо переоснащение, что без технического прогресса перспективы развития среднего образования в России весьма туманны. Удивительно, с каким упорством из года в год функционеры системы управления образованием повторяют одни и те же магические формулы. А воз и ныне там.

Еще в 2011 году Анатолий Чубайс, глава `Роснано`, рапортовал в высших эшелонах власти о разработке первого российского мобильного электронного устройства, которое могло бы использоваться в отечественной системе образования. Электронный учебник представлял собой тонкий и легкий ридер с большим экраном. Технология дисплеев на электронных чернилах (e-ink) уменьшала нагрузку на глаза при чтении. А продолжительность работы без подзарядки составляла около недели. Устройство могло вмещать тексты сотен книг и документов.

Тогда все звучало вполне оптимистично: дайте, мол, кругленькую сумму, и если все пойдет нормально, то в скором времени пользоваться благами цивилизации сможет каждый школьник и учитель. Но, к сожалению, инициатива так и канула в Лету.

Если отстраниться от мыслей об извечной чиновничьей неразберихе и задуматься, действительно ли нужен школе электронный учебник, то ответ, скорее всего, будет утвердительным. В мобильное устройство можно загрузить всю школьную программу и дополнительные материалы. Практически мгновенно можно получить доступ к любой информации. Кроме того, такая практика может существенно снизить расходы государства, ежегодно тратящего миллионы рублей бюджетных средств на печать новых учебников. Электронные же файлы не стоят ничего. Учитывая весьма невысокую стоимость планшетных компьютеров, уже за три-четыре года они вполне окупят выпуск учебных пособий на такой же период обучения.

И конечно, такой формат учебных пособий открывает новые возможности в образовательном процессе. К примеру, можно использовать мультимедийный и интерактивный контент. Это существенно увеличит наглядность учебных материалов и, как следствие, заинтересованность учеников.

К слову, подобный опыт уже есть. В США давно разработаны и опробованы специальные учебные приложения для планшетных компьютеров. Практика показала, что подобные технологии обладают сильным мотивационным воздействием на учащихся. Они помогают гораздо дольше удерживать внимание на предмете, легче усваивать программу, прививают навык анализировать ошибки и на основе собственных выводов учиться на них. Визуализация обучения мотивирует двигаться вперед.

Меняется и сам формат взаимодействия между учителем и учеником, формируя более персонифицированный подход. Преподаватель смотрит на планшет вместе с учеником, что делает их общение более неформальным. Кроме того, каждым таким устройством пользуется всего один ученик.

Эксперименты с электронными учебниками проводятся во Франции, Индии, Южной Корее, Польше, на Тайване и во многих других странах мира. Не обошла эта тенденция и наших ближайших соседей: с подобными инициативами выступали представители образовательных ведомств Украины и Казахстана.

В московских школах экспериментировать с электронными учебниками начали еще в 2010 году. Усилия в этом направлении прилагали частные инвесторы — разработали букридер, приобрели образовательный контент... Но, даже получив поддержку московского вице-мэра, проект заглох на подготовительной стадии.

Тем не менее опыты по внедрению в школах мобильных устройств продолжаются. На этот раз — в регионах. Электронные учебники могут быть внедрены в 2015 году в Татарстане, обсуждаются их перспективы в ряде областей и даже в Санкт-Петербурге. О том, чтобы инициатива хотя бы подошла к стадии реализации на федеральном уровне, говорить пока рано. Для этого нужна всесторонне проработанная стратегия, в которой будут прописаны меры, способные не только использовать достоинства, но и предотвращать отрицательные последствия. А это и финансовые вопросы, и проблемы с адаптацией образовательного контента к электронным устройствам, и вопросы физиологии, психологии...

Опыт компьютеризации школ показывает: персональные компьютеры стать единой `точкой доступа` ко всем источникам знаний для школьника не могут. Но так или иначе, проблема внедрения мобильных устройств в образовательный процесс не только не исчезнет, но с каждым годом будет становиться острее.

rbcdaily.ru/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован