Шарков Ф.И.: Связи с общественностью. Введение в дисциплину

Автор-составитель - доктор соц. наук, профессор Шарков Ф.И.
Ответственный за выпуск - зав. кафедрой социологии и социального управления, доктор философ. наук, профессор Волков Ю. Е.

Программа рекомендована Учебно-методическим объединением по связям с общественностью 1 марта 2001 г.
Рецензент - заместитель председателя Учебно-методи-ческого объединения по связям с общественностью Халин Н. И.

Программа составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу "Дисциплины специализации" государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Связи с общественностью".

ВВЕДЕНИЕ


В последние годы работа с общественностью выходит в России на качественно новый уровень, выделяясь в самостоятельную сферу профессиональной деятельности. Потребности в квалифицированных кадрах могут быть удовлетворены лишь путем создания системы подготовки соответствующих специалистов.
Специалист по связям с общественностью - новая специальность для вузов России. Потребность в них вызвана необходимостью гармонизации отношений между государственными, политическими, коммерческими учреждениями, организациями, предприятиями и обществом и созданием тем самым благоприятных условий для их жизнедеятельности.
Изучение вводной дисциплины уже на первом курсе позволит будущим специалистам освоить базовые основы связей с общественностью как отрасли знаний, профессии и практики взаимодействия с общественностью с целью формирования положительного имиджа соответствующего учреждения (фирмы, организации) и его лидера. Это даст им общее представление о будущей специальности и возможность более целенаправленно организовать самостоятельную работу, а в последующем при изучении общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин научиться применять полученные знания в своей профессии.
За период обучения в вузе студенты должны овладеть наукой и искусством формирования представлений о той или иной фирме, организации, политической партии и их лидерах. Для этого они обязаны овладеть специальными знаниями в сфере юриспруденции, журналистики, психологии, политологии, социологии, риторики, экономики, маркетинга, менеджмента, рекламы; научиться налаживать и поддерживать коммуникации между соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями, а также государственными органами, их лидерами с общественностью. Кроме того, они должны приобрести знания и умения организовать работу, направленную на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между ними на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации.
Специалисты по связям с общественностью сегодня востребованы в государственных учреждениях (служба связей с общественностью, пресс-служба, пресс-секретарь, информационно-аналитическая служба), в коммерческих структурах, банках (специалист по связям с общественностью, руководитель пресс-службы, пресс-секретарь, специалисты информационно-аналитической службы, по рекламе, маркетингу); в общественных организациях (специалист по связям с общественностью; руководитель, работник пресс-службы, информационно-аналитического отдела). Кроме того, овладение знаниями и навыками практического социолога, психолога, маркетолога позволит специалистам по связям с общественностью работать в социологических, психологических лабораториях, службах маркетинга и рекламы.
В государственных, законодательных и исполнительных органах власти, в политических и общественных структурах сегодня требуется огромное количество помощников депутатов, министров, генеральных директоров, управляющих банками, лидеров партии и так далее, владеющих навыками установления и поддержания связей с общественностью, умеющих создавать позитивный образ, имидж различных организаций и их лидеров.
 

 

Тематический план и сетка часов

 

 

Но-мер   Количество часов
те-мы Наименование темы   Очноеотделение  Очно-заочное отделение (сокращен.)
    Все-го Лек ции Са-мост работа Все-го Лекции Са-мост работа  
1 Роль института связей с общественностью (СО, ПР, PR, publicrelations) в современном обще-стве 4 2 2 4 2 2
2 Общая характеристика функций и обязанностей современного специалиста по СО 4 2 2      
3 Приемы, методы и  практика современных `паблик рилейшнз` 6 2 4 4 2 2
4 Организационное построение структур в СО 6 4 2 4 2 2
5 Этика и профессиональные стандарты в СО 6 4 2      
6 Международные объединения `паблик рилейшнз` 8 4 4 2 2  
7 Исторические особен-ности возникновения и  развития `паблик рилейшнз` в Велико-британии 8 4 4 8 4 4
8 Развитие `паблик рилейшнз` в других странах  Европы 4 2 2      
9 Основные этапы и особенности развития `паблик рилейшнз` в США 8 4 4 4 2 2
10 Основные этапы развития СО в России 6 2 4 4 2 2
11 Изучение и закрепление основных профессиональных ПР-терминов и понятий 8 4 4 4 2 2
  Итого: 68 34 34 34 18 16

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целью данного курса является получение студентами базовых представлений о роли связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике, важнейших этапах истории зарождения, становления и развития СО как профессии, науки и отрасли бизнеса.
    
Программа дисциплины "Введение в связи с общественностью" рассчитана на студентов первого курса, обучающихся по специальности "Связи с общественностью". Лекционный курс основан на критическом обобщении и сравнительном анализе теоретических исследований и практических наработок российской и зарубежных (главным образом европейской и американской) профессиональных школ "паблик рилейшнз". Он носит проблемный и прикладной характер.
    
Связи с общественностью рассматриваются как функция менеджмента, направленная на обеспечение эффективных и гармоничных связей между каким-либо институтом (государственным учреждением, коммерческой структурой, общественной организацией или движением, политической партией) и обществом в целом.
    
В дисциплине подробно рассматриваются в систематизированном виде основные приемы, методы и принципы современных "паблик рилейшнз", классификация рабочих ПР-мероприятий и виды служебных ПР-документов, организационно-структурное построение основных субъектов СО. Большое внимание уделяется этике, профессиональным стандартам и требованиям к ПР-специалисту в России и за рубежом.




Задачи курса:
-    изучение базовых основ связей с общественностью как науки, профессии и отрасли бизнеса;
-    определение места и роли СО в системе менеджмента;
-    сравнительный анализ роли и функций "паблик рилейшнз" в коммерческих структурах, государственных учреждениях и общественно-политических организациях;
-    рассмотрение взаимоотношений "паблик рилейшнз", маркетинга, рекламы и promotion в информационно-коммуникационном процессе;

Форма отчетности: зачет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Роль института связей с общественностью (СО, ПР, PR, public relations) в современном обществе
    
СО: многообразие определений и понятий. Экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли бизнеса "паблик рилейшнз".
    
Роль института связей с общественностью. Связи с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Цели и функции СО.
    
Соотношение понятий и функций: СО и реклама, СО и пропаганда, СО и маркетинг, СО и паблисити.
    
Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью. Принципы СО.

Тема 2. Общая характеристика функций и обязанностей современного специалиста по СО
Функции специалиста по СО, его статус в компании, круг решаемых задач.
Профессиональные требования к специалисту по СО и профессиональные стандарты в России и за рубежом. Сертификация и лицензирование в "public relations".

Тема 3. Приемы, методы и практика современных "паблик рилейшнз"
Четыре основных этапа кругового процесса "паблик рилейшнз": исследования проблемы и постановка целей, разработка стратегии и тактики ПР-программы, реализация программы по приоритетам, оценка эффективности и внесение корректировок.

Виды рабочих мероприятий в СО. Классификация оперативных рабочих документов и имиджевых документов в СО.
    
Понятия "целевая аудитория", "ключевая аудитория", "конечный потребитель", "лидеры общественного мнения" в СО.
    
Виды средств массовой коммуникации (СМК), используемых в СО. Центральные средства массовой информации (СМИ), региональные СМИ, местные СМИ. Преимущества и недостатки каждого вида СМК с точки зрения СО. СО и Интернет.

Тема 4. Организационное построение структур в СО
    
Функции отделов по СО в государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях.
    
Структура типового ПР-агентства.
    
Основные организационные структуры в СО: независимый консультант-эксперт, отдел по СО в корпорации, агентство по СО, консультационная фирма по СО.

Тема 5. Этика и профессиональные стандарты в СО

Этика и профессиональные стандарты в СО. Виды кодексов профессионального поведения ПР-специалиста: Афинский и Европейский (Лиссабонский) кодексы, Кодекс профессионального поведения IPRA, Декларация этических принципов РАСО.
    
Сертификация и лицензирование профессионалов в СО.
    
Профессиональные особенности подготовки специалистов в США, Европе и России.

Тема 6. Международные объединения "паблик рилейшнз"
Главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью: IPRA, CERP, IABC, IPR, PRSA, РАСО, Гильдия пресс-секретарей и работников по связям с общественностью. Крупнейшие международные агентства и сети ПР-агентств.
    
Главные российские и международные профессиональные издания в области СО: PR News, Jack O`Dwyer`s Newsletter, PR Journal, Советник, Сообщение
    
"Паблик рилейшнз" во всемирной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ. Справочные и информационные ПР-службы: Lexis-Nexis, PR Newswire, RPRG, What Papers Say.

Тема 7. Исторические особенности возникновения и развития "паблик рилейшнз" в Великобритании

"Паблик рилейшнз" в Великобритании накануне Первой мировой войны.     
1911 год - страховая компания Ллойд Джорджа - образец первой ПР-структуры. 1914 год - начало функционирования пресс-служб и служб по связям с общественностью в государственных учреждениях Великобритании.

"Паблик рилейшнз" в Великобритании в 20-е и 30-е годы. 1918 год - завершение 1-го этапа формирования подразделений по СО в государственных структурах: Министерство информации (доминионы, союзные и нейтральные страны), Национальный комитет по военным нуждам (патриотические компании в Великобритании), Комитет лорда Нортклифа (пропаганда на страны противника), Отдел информации МИД.
Особенности формирования структур по СО в госаппарате накануне Второй мировой войны. 1937 год - создание Национальной ассоциации работников местного самоуправления сети представителей по связи с общественностью в районах и областях. 1939 год - образование ПР-отделов в государственных ведомствах по социальным вопросам (Министерство труда, Министерство здравоохранения) и в ведущих военных ведомствах.

Британская национальная школа PR после Второй мировой войны.     

Создание института PR (IPR)в 1948 году. Принятие нормативных документов в области СО. Формирование национальной профессиональной школы по СО. Современная британская школа "паблик рилейшнз".

Тема 8. Развитие "паблик рилейшнз" в других странах Европы
Краткий обзор основных этапов становления и развития СО в Европе (Франция, Германия, Италия) в 50-е - 90-е годы.

Итоги 50-летнего развития СО как профессии, науки и отрасли бизнеса в Западной Европе.

Тема 9. Основные этапы и особенности развития "паблик рилейшнз" в США
    
1807 - Послание Томаса Джефферсона "О положении в стране" и появление термина "паблик рилейшнз".
    
1896 - Уильям Прайс из "Вашингтон Стар" - первый специалист по PR.
    
1902 - образование президентской пресс-службы Теодора Рузвельта.
    
1903 - Айви Ледбеттер Ли - первый PR-консультант по PR для бизнеса.
    
1913 год - тактика "отношений с прессой" Вудро Вильсона.
    
1919 год - начало официального использования термина "PR" в бизнесе.
    
1929 год - первый пресс-секретарь при Белом доме. Начало формирования официальной стратегии и тактики по PR Белого дома.

Особенности PR-обеспечения "Нового курса" Ф.Рузвельта. Президентские "Беседы у камина". Разработка массовых официальных ПР-документов.
    
Особенности PR-обеспечения политики новых рубежей Джона Кеннеди, "Великое общество" Линдона Джонсона.
    
"Паблик рилейшнз" при администрации Рональда Рейгана: "Великий коммуникатор" 80-х годов.
    
Особенности современной американской профессиональной школы по PR.
Концепция "Корпоративной социальной ответственности", "Лояльного корпоративного гражданина".
    
Система подготовки PR-профессионалов в области связей с общественностью.

Тема 10. Основные этапы развития СО в России
    
Формирование информационно-пропагандистского аппарата в СССР в 1917 - 1985 годах.
    
Особенности становления и развития отечественной школы "паблик рилейшнз" с 1985 года. Воздействие демократизации российского общества и становление рыночных отношений на СО в России.
    
Сравнительная характеристика особенностей развития СО в российских государственных учреждениях, коммерческих структурах, общественных объединениях, политических партиях в 80-е - 90-е годы.
    
Четыре этапа формирования и развития ПР в России в 1991 - 1997 годах.
Образование РАСО (июль 1991 года).
Система профессиональной подготовки специалистов в области СО.
Российская Декларация этических принципов в СО.

Тема 11. Изучение и закрепление основных профессиональных ПР-терминов и понятий
 

 

·       пресс-релиз и пресс-кит;·       мониторинг, пресс-клиппинг, пресс-досье;·       медиа-планирование;·       фокусные группы;·       workshop;·       promotion-мероприятия;·       crisis management;·       feed back;·       PR-agency  и PR-consultancy;  ·       пресс-конференция и брифинг;·       ПР и паблисити;·       public relations,  public affairs и business communications;·       специальные ПР-мероприятия;·       коммуникацион-ный аудит;·       имиджевая реклама;·       новостийный повод;·       титул APR;·       имиджмейкер. 


ЛИТЕРАТУРА И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Литература

Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.
Сэм Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.:Изд-во "Новости" совместно с АСЭС-Москва, 1990. - 240 с.
Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз: Учебное пособие для бизнесменов. М.: ИМА-пресс, 1994.
Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. (Академия рекламы). М.: РИП-Холдинг, 1998. - 138 с.
Викентьев И.Л. 17 учебных задач по рекламе и public relations / Предисловие генерального директора системы "ТРИЗ-ШАНС" И.К. Кайкова. Спб.: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1994. - 60 с.
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. Ч. I. Спб.: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995. - 228 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарики, 1998. - 296 с.
Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: РусПартнер Лтд, 1994. - 252 с.
Невзлин Л.Б. "Паблик рилейшнз" - кому это нужно?: Основы учебного курса / Предисловие Л.Ф. Стржижовского. М.: Экономика, 1993. - 222 с.
Королько В. Г. Основы Паблик рилейшнз. М.-Киев, 2000.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1993. - 91 с.
Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр, 1996. - 220 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. - 701 с.
Моисеев В. А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Киев, 1989.
Назаров М. М. Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000.
Почепцов Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев: Рекламное агентство Губернаторова, 1995. - 236 с.
Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 1999.
Почепцов Г. Г. Профессия имиджмейкер. Киев, 2000.
Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. Г. А. Васильева. М., 1998.
Современная реклама: Пер. с англ. / Общ. ред. проф. О.А. Феофанова. Тольятти: Изд. дом "Довгань", 1995.- 704 с.
Чумиков А. Н. Паблик рилейшнз и связи с общественностью. М., 2000.
Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учебн. пособие. М., 2000.
Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. Спб., 1999. - 444 с.
Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях: Учебн. пособие. Спб.: ТОО "ПЕТРОПОЛИС", 1995. - 148 с.
Яковлев И.П. Роль социологии в подготовке специалистов по направлению "Связи с общественностью" // Пути развития социологии и социологического образования. Спб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 211 с.

Газеты и журналы
Ежемесячник "Советник". Издание Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Москва.
Ежемесячник "Рекламный мир". Москва.
Ежемесячник "Кампания". Бюллетень Ассоциации рекламных агентств России. Москва
Ежемесячник "Экспресс-сервис", Бюллетень рекламного агентства "Экспресс-сервис", Санкт-Петербург.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

1.    Многообразие определений и понятий: "public relations", "паблик рилейшнз", PR, ПР, связи с общественностью.

2.    Экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли бизнеса "паблик рилейшнз".

3.    Роль связей с общественностью (СО) в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Цели и функции СО.

4.    Соотношение понятий и функций: СО и реклама, СО и пропаганда, СО и маркетинг, СО и паблисити.

5.    Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.

6.    Основные организационные структуры в СО.

7.    Функции отделов по СО в государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях.

8.    Структура типового ПР-агентства.

9.    Принципы СО.

10.     Общая характеристика функций специалиста по СО.

11.     Профессиональные требования к специалисту по СО.

12.     Этика и профессиональные стандарты в СО. Виды кодексов профессионального поведения ПР-специалиста.

13.     Понятие "обратная связь" в СО.

14.     Четыре основных этапа цикличного процесса "паблик рилейшнз".

15.     Классификация рабочих документов в СО.

16.     Понятия "целевая аудитория", "ключевая аудитория", "конечный потребитель", "лидеры общественного мнения" в СО.

17.     Виды средств массовой коммуникации (СМК), используемых в СО.

18.     Центральные средства массовой информации (СМИ), региональные СМИ, местные СМИ. Преимущества и недостатки каждого вида СМК с точки зрения СО.

19.    Главные международные и национальные профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью. Крупнейшие международные агентства и сети ПР-агентств.

20.    Профессиональная подготовка специалистов в США, Европе и России.
Сертификация и лицензирование профессионалов в СО.

21.    История становления и развития СО в Великобритании.

22.     Особенности развития и становления СО в США.

23.     Основные этапы становления и развития СО в СССР и России.

24.     Характеристика особенностей российской школы "паблик рилейшнз".

25.    Виды рабочих мероприятий в СО.

26.    Специальные ПР-мероприятия

27.    Рromotion-мероприятия.

28.    Пресс-конференция и брифинг: сходства и различия.

29.    ПР и реклама.

30.    Медиа-планирование.

31.    Пресс-релиз и пресс-кит.

32.     Пресс-клиппинг, пресс-досье.

33.    Мониторинг в системе СО.

34.    Фокусные группы в СО.

35.    Workshop.

36.    Сrisis management/ issue management.

37.    PR-agency и PR-consultancy: сходства и различия.

38.     ПР и паблисити.

39.    Рublic relations, public affairs и business communications.

40.    Новостийный повод.

41.    Имиджмейкер.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Тематический план и сетка часов
Содержание курса
Тема 1. Роль института связей с общественностью (СО, ПР, PR, public relations) в современном обществе    
Тема 2. Общая характеристика функций и обязанностей современного специалиста по СО
Тема 3. Приемы, методы и практика современных "паблик рилейшнз"
Тема 4. Организационное построение структур в СО
Тема 5. Этика и профессиональные стандарты в СО
Тема 6. Международные объединения "паблик рилейшнз"
Тема 7. Исторические особенности возникновения и развития "паблик рилейшнз" в Великобритании
Тема 8. Развитие "паблик рилейшнз" в других странах Европы
Тема 9. Основные этапы и особенности развития "паблик рилейшнз" в США
Тема 10. Основные этапы развития СО в России
Тема 11. Изучение и закрепление основных профессиональных ПР-терминов и понятий
Литература и периодические издания
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения курса

viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован