Школьное самообразование

Румянцева Е. профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор экономических наук Школьное самообразование // Ежедневная электронная газета «Файл-РФ» 14 января 2013 г. http://file-rf.ru/context/2287

Насилие в школах имеет множество изощрённых форм: от унижающего человека отношения педагогов к ученикам, не сдающим деньги на объявленные нужды, до демпинга отметками при неопределённой, но высоко индивидуализированной оценочной политике и нежелании работать с конкретными детьми в «бесплатное» штатное время. Как с этим бороться?

Я была прилежной, дисциплинированной ученицей, окончила школу круглой отличницей. Однако боязнь получить плохую отметку, сделать что-то не так преследовала меня и некоторых моих ровесников постоянно. Сила подчинения школьной системе была очень высокой, мы как бы находились под её прессингом. Вероятно, это сказывалось на подсознании. Так, однажды во сне я увидела нашу школу горящей, и мы в этот день не учились, а тушили её. Во сне. Но я благодарна этому учебному заведению, ибо получила фундаментальные знания, которые помогли поступить в МГУ и успешно его закончить.

Но не все дети вписываются в прокрустово ложе школьных инструкций, в результате у некоторых тяга к познанию исчезает напрочь. Не этот ли прессинг – главная причина того, что у 97% выпускников средней школы ослаблено здоровье, имеются различные заболевания?

К сожалению, ныне к «традиционным» проблемам нашей школы добавились новые. Сегодня она не просвещает, а наводит испуг, демпингует здоровьем и знанием ради сиюминутной коммерческой выгоды контингента педагогов, деятельность которых по оказанию бесплатных образовательных услуг тоже ведь финансируется, но не оценивается с точки зрения её качества и объёма. Платные подготовительные занятия с дошкольниками, дополнительные часы в урочное время за отдельное вознаграждение, репетиторство и «левачество» при сдаче ЕГЭ воспринимаются некоторыми учителями как норма. И этим коммерциализация среднего образования не ограничивается. За поступление в престижную московскую школу нужно внести как минимум 50 тысяч рублей. В среднем по России родители вынуждены выкладывать наличными или перечислять через попечительские фонды от 3 до 20 тысяч рублей в месяц: на охрану, подарки педагогам, «бесплатные» учебники, обязательные экскурсии, ремонт классов и прочее. Но этот денежный поток не находится в прямой связи с качеством образовательной деятельности, которое в последнее время снижается.

Чуть более двух лет назад из 229 первокурсников факультета журналистики МГУ, участвовавших в проверочном диктанте по русскому языку, на страницу текста сделали восемь и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 «стобалльников», допустили до 25 ошибок, в некоторых словах – искажающих смысл до неузнаваемости.

Что должны сделать со своей стороны родители и сами ученики, чтобы был успешно сдан Единый государственный экзамен, обеспечены другие формы контроля? Вопрос далеко не праздный, ибо многие учащиеся не понимают, что им задают, не читают; им не интересен процесс образования, поскольку всё вокруг решается самым примитивным образом за деньги или связи.

Сегодняшняя школа, с одной стороны, пугает детей неформальным, стандартизированным по всей стране подходом, а с другой – перекладывает отработку системы воспитания и приобретения знаний на родителей. Сужу по себе. Мой ребёнок был переведён в новую школу. Первое, что услышала от классного руководителя: «Дайте мне слово, что будете общаться с Василием по поводу уроков всё воскресенье… А вообще-то вам желательно каждый день с ним заниматься». Что же получается? Школа перепоручает мне свои функции, оставляя за собой только контроль моей работы. Но ведь это ненормально!

Вопросы культуры, здоровья и воспитания подрастающего поколения в течение многих лет остаются пока в такой системе качества открытыми.

В странах Европы о напряжении родителей, подобном нашему, не может быть и речи – там до 5 класса ученикам не выставляют отметки, а взрослых даже отпускают с работы, чтобы дети могли провести с ними время среди недели.

Какая доля вынужденно неработающих матерей и бабушек (крайне редко – отцов), родителей с частичной занятостью обусловлена у нас в стране прессингом школы? Кстати, кроме откровенного вымогательства к нему следует приплюсовать ежедневный стресс, испытываемый учеником из-за боязни что-то не принести на урок или не доделать, необходимость в подстраховке ребёнка взрослыми. Обратимся к экспертным оценкам. Не менее 30% мам и бабушек в создавшейся ситуации вообще не работают, а 70% отказываются от полной занятости вплоть до того времени, пока ребёнок не станет как минимум пятиклассником.

Мало того, что занятость родителей в школе наносит прямой ущерб экономике; она вредит всему обществу, ибо труд остающихся с детьми взрослых членов семьи недооценен, хотя они не только менее эгоистичны по сравнению с бездетными парами, но и, как правило, более культурны, образованы и в наивысшей степени служат идеалам нравственного жизнеустройства. В принципе, закон на стороне этих мам и бабушек, надо только добиться его исполнения. Нельзя и дальше безнаказанно нарушать государственный образовательный стандарт основного общего образования. Нормы федерального права запрещают восполнение пробелов в учебных программах дополнительными платными занятиями.

Послесловие: в августе 2014 г. министр образования и науки РФ Д.В.Ливанов публично выступил по вопросу взимания дополнительной платы с родителей учеников российских школ на разные нужды:

Дмитрий Ливанов: о поборах и электронных учебниках // ИА «МордовМедиа». 10.09.2014 г. http://www.mordovmedia.ru/news/science/item/29262/

Школьные поборы

Отвечая на вопрос о поборах в школе, министр заявил, что школы сейчас финансируются в достаточной мере и оснований собирать деньги с родителей нет. Конечно, родительский комитет может, если есть желание и возможность у родителей, собрать деньги и что-то школе подарить. В этом нет ничего плохого. Но как система сбор денег с родителей должен из наших школ уйти. При этом министр призвал тех родителей, которые столкнулись с подобным явлением, обращаться по адресу net-poboram@mon.gov. По каждому случаю и принимать жёсткие, в том числе кадровые решения.

 Ливанов: к руководителям школ, где взимаются поборы, будут применяться жесткие меры // ТАСС. 25 августа 2014 г. http://tass.ru/obschestvo/1398448

В отношении руководителей школ, где допускаются различного рода взимания денежных средств с родителей школьников, будут применяться жесткие меры. Об этом сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в ходе совместной пресс-сконференции в Севастополе с и.о.губернатора Сергеем Меняйло.

«Я вижу никаких оснований для того, чтобы в школах взимались какие-либо поборы. Мы будем очень внимательно следить, чтобы такие ситуации были исключены во всех российских регионах», - отметил министр, слова которого приводит его пресс-служба.

«В случае необходимости будем пресекать такие действия и принимать жесткие, в том числе и кадровые, решения», - подчеркнул Ливанов.

Он призвал родителей, столкнувшихся со случаями школьных поборов, информировать Минобрнауки России.

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован