08 апреля 2011
7433

В местном самоуправлении ищут признаки народовластия

Отмену прямых выборов в райсоветы проверят на конституционность

Вчера Конституционный суд (КС) рассмотрел жалобу на ряд положений закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Автор обращения в КС полагает, что существующая предусмотренная законом возможность формировать районные муниципалитеты без проведения выборов нарушает принцип народовластия, утвержденный Конституцией и Европейской хартией местного самоуправления.

Предметом рассмотрения судей КС стали п. 1 ч. 4 и ч. 5 ст. 35 закона о местном самоуправлении (МСУ). Закон предусматривает два варианта формирования органов МСУ. Если в поселениях и городских округах (первая и третья муниципальные ступени) представительный орган формируется только по результатам выборов, то в муниципальных районах (вторая ступень) совет может либо избираться, либо состоять из представителей поселений. Решение об отмене выборов в райсовет принимается при согласии 2/3 поселений, входящих в район. Такая история произошла в 2009 году с советом депутатов Наро-Фоминского муниципального района (Московская область), который объявил о прекращении своих полномочий и не назначил следующие выборы: против этого выступил совет депутатов сельского поселения Веселевское, и предложение было поддержано другими поселянами.

Автор обращения - житель Наро-Фоминска, помощник муниципального депутата Николай Савостьянов собирался баллотироваться в райсовет в 2012 году, но в связи с тем, что его планы были нарушены, он посчитал, что нарушены и его конституционные права. Проиграв в судах общей юрисдикции, он пошел с жалобой в КС, требуя признать указанные нормы закона не соответствующими 11 статьям Конституции, где говорится о народовластии, а также Европейской хартии местного самоуправления, согласно которой муниципалитеты формируются из членов, "избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования".

Вчера господин Савостьянов пояснил, что его и еще 145 тыс. жителей Наро-Фоминского района "лишили права выбора на веки вечные, так как процедура обратного перехода к выборам районного совета от делегирования в законодательстве не прописана". Господин Савостьянов также считает, что при делегировании поселковых депутатов в районные советы теряется возможность контроля за властью и нарушается принцип разделения властей, так как поселковые муниципалы одновременно являются и главами местных администраций. Николай Савостьянов заявил, что за два года существования нового порядка формирования райсоветов "жить не стало лучше": "У нас в районе за два года зарплаты учителей уменьшились на 30%. Единственное, что позитивно сократилось,- это количество выявленных коррупционных случаев, так как они сами себя обсуждают и контролируют".

Представитель Совета федерации в КС Алексей Александров, в свою очередь, отметил, что сам факт обсуждения этого вопроса - "благая весть": "То, что мы обсуждаем тут вопрос избираемости власти, уже может вызвать положительную оценку". По его словам, в мировой практике есть несколько способов появления органов власти. Эту мысль развил представитель президента в КС Михаил Кротов. Он сообщил, что избирательные права заявителя не нарушены, так как ему "никто не мешает избираться в поселковый совет Наро-Фоминска". По словам господина Кротова, ст. 35 закона не противоречит ст. 130 Конституции. "МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления",- процитировал он текст ст. 130, сделав акцент на слове "другие". Представитель президента заверил, что принцип делегирования депутатов не грешит против европейской и мировой практики и система, подобная российской, есть в Албании, Андорре, Панаме и Эквадоре. А так как районные депутаты избираются на поселковом уровне, "ущемления принципа народовластия нет", считает Михаил Кротов, к тому же принцип делегирования позволяет экономить средства на проведении выборов. Он напомнил, что по такому принципу полностью сформированы муниципалитеты, например, Татарии, Ивановской области и Ленобласти. Вместе с тем представитель президента согласился, что в законе действительно не прописан процесс "обратного перехода" от делегирования к выборам, и предположил, что он "осуществляется аналогично".

Хотя судьи еще не вынесли решения, господин Савостьянов уже готовит параллельную жалобу в Европейский суд по правам человека.

Константин Андрианов, Санкт-Петербург
Газета "Коммерсантъ"
08.04.2011
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован