Столичные коммунальщики грядущей зимой решили отказаться от использования реагентов на школьных и детских площадках, а также во дворах. Корреспонденту "Москвы" Николаю Дроженкову о подготовке к зиме рассказала председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера СТЕПАНЕНКО.
- Долгое время противогололедные реагенты вызывали критику москвичей...
- Да, это правда. Еще с советских времен основным средством для борьбы со льдом на дорогах и улицах была смесь технической соли и песка. Все мы знаем, сколько бед она доставляла жителям - портила автомобили, дорожное покрытие, не говоря уже о том, сколько пар обуви было непоправимо испорчено после одной прогулки по улице через соляное месиво. Я, например, в течение зимы по этой причине меняла не одну пару зимних сапог. Кроме того, техническая соль оказывала негативное воздействие и на окружающую среду города. Скапливаясь вместе со снегом на газонах, она фактически выжигала траву и кустарники, губила деревья, вела к соляному засорению почв, которые потом приходилось долго реабилитировать.
- В инструкции по применению хлористого кальция и магния дворникам советуют при его разбрасывании пользоваться респираторами и ватно-марлевыми повязками. Они очень вредны для человека?
- Использование реагента, даже самого совершенного, должно происходить строго в соответствии с инструкциями по его применению. Сейчас в городе есть несколько типов реагентов - один для автомагистралей, чтобы не портил дорожное покрытие. Другой реагент, более слабой концентрации, - для обычных тротуаров.
- Прошлой зимой после применения реагентов на автомагистралях образовывалась опасная маслянистая пленка, которая, как считается, стала причиной многих аварий. Почему это произошло?
- Выяснилось, что в зависимости от погоды коммунальщики не корректировали дозы реагентов. Проблемы возникли из-за того, что сначала не удалось найти необходимую концентрацию, и избыток химикатов, скапливаясь на поверхности магистрали, делал дорогу скользкой. Перед началом зимы все машины, разбрасывающие или разбрызгивающие реагенты с помощью специальных дозаторов, обязательно проверят на исправность. Кроме того, сейчас уже разработаны все необходимые инструкции для организаций, на балансе которых стоит спецтехника, так что этой зимой "маслянистого" катка не будет - столичным автолюбителям можно не беспокоиться за свою машину и жизнь.
- Во дворах, на школьных и детских площадках тоже используются химикаты?
- Нет. Так как реагенты могут навредить детям, домашним животным и испортить обувь. Для тротуаров и пешеходных дорожек хорошо применять мраморную или гранитную крошку. У нее много достоинст- крошка не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. Но чаще все же в наших дворах снег чистят вместе со льдом, после чего вывозят на самосвалах на снеготаялки. В прошлом году на объезде я сама видела, как работает эта система.
- Москвичи жалуются, что после того, как весь снег счистят до асфальта, новый снег тут же тает и делает тротуар скользким. Более того, сверху он покрывается плохопроходимой кашей, из-за которой разъезжаются ноги.
- Коммунальщики уже обратили на это внимание и разработали рекомендации для дворников. Было принято решение не счищать весь снег, а посыпать свежевыпавший снег гранитной крошкой - это обеспечит идеальное "сцепление" с асфальтом и избавит город от лишней грязи. К сожалению, мы не можем посыпать все пешеходные дорожки гранитной крошкой - она дорого стоит.
- По мнению экологов, снегоплавильные камеры, где растапливают снег, небезопасны для экологии. Поговаривают, что вместе с паром и полученной водой в атмосферу и в Москву-реку попадают реагенты...
- Снег вывозится в снегоплавильные камеры как раз для того, чтобы он попадал не в водоемы, а в городские коллекторы. В снеготаялках предусмотрены специальные фильтры, которые должны отделять гранитную крошку от полученной воды, чтобы она не забивала городские коммуникации.
- В прошлые зимы во время сильных снегопадов перед снегоплавильными камерами выстраивались очереди грузовиков, так как плавильни не успевали растопить весь снег. Какие меры были приняты против нетерпеливых водителей?
- В городе есть штрафы для тех нарушителей, которые сбрасывают снег вне снегоплавильных камер. Водители грузовиков хитрили в позапрошлом году. Прошлой зимой жалоб на коммунальщиков в Мосгордуму уже не поступало, а это показатель того, что серьезные штрафы сделали свое дело.
- Новые реагенты используются два года. Городские почвы стали лучше?
- Результаты исследований показали, что они не оказывают негативного влияния на окружающую среду и, кроме того, обладают еще одним немаловажным свойством - при растворении льда не разрушают асфальтового покрытия, не засоряют почвы, выжигая всю растительность. Я думаю, что из-за технической соли и песка погибла вся растительность в центре города. Сейчас нет случаев массовой гибели деревьев или кустарников даже в самом центре Москвы. Последние 5 лет экологическая ситуация в городе стабильна. Стабильна - значит, не изменяется в худшую сторону.
Николай Дроженков
Известия, 25 октября 2007 г.