06 июня 2007
3854

Вера Степаненко: Москва сохранит места обитания диких животных


Столичные законодатели еще только приступили к работе над законопроектом "Об охране диких животных в Москве", а он уже вызвал повышенный общественный интерес и жаркие дискуссии специалистов. На днях, после рассмотрения и одобрения Правительством города, документ поступил в Думу. Законопроект уточняет виды использования диких животных, в частности, возможность проведения массовых мероприятий с участием диких животных, фотографирование с ними, а также исследование диких животных в научных целях. Он предусматривает также создание в Москве специальных центров реабилитации для братьев наших меньших.




О концепции документа, о важных аспектах сохранения мест обитания диких животных в столице рассказывает председатель комиссии Московской городской Думы по экологической политике Вера СТЕПАНЕНКО:

- У многих может возникнуть вопрос: а есть ли здесь предмет законодательного регулирования, могут ли являться дикие животные в мегаполисе предметом законодательства? Спешу ответить - есть. И напомню, что две трети территории в нашем городе занимаем мы, люди. Нас миллионы, мы живем здесь, работаем, а вот одну третью часть территории занимают особо охраняемые природные территории: лесные массивы, парки, скверы. И там есть свои обитатели, их тоже большое количество, возможно, миллионы.

Возникает вопрос: сколько их сегодня? Некоторых посчитали, и они занесены в Красную книгу. Остальных также предстоит подсчитать, организовав учет и реестр.

Прежде всего обратим внимание на то, что закон дает важное определение: дикие животные - это те обитатели фауны, представители естественной фауны города Москвы, которые живут в условиях естественной свободы или обитают в искусственно созданной среде обитания, а также в так называемых полувольных условиях.

С моей точки зрения, ресурсный подход к объектам животного мира в городе Москве - промышленное использование, охота, рыболовство - менее актуален, и поэтому на этой части закона не буду акцентировать внимание.

Напомню, что в 1995 году был принят федеральный закон "О животном мире", однако он не применим в части охраны животных с учетом специфики нашего города. Основные сферы его регулирования - это охота и использование добытых животных. Затем в 1999 году был принят городской Закон "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории г. Москвы". Он был ориентирован на федеральные полномочия в период существования в то время Москомприроды как федерального территориального органа. Сегодня этот закон невыполним в силу противоречий федеральному законодательству о животном мире.

Следует признать, что федеральный закон о животном мире устарел. С тех пор уже приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы. К тому же, учитывая, что административная практика у нас работает неважно, полагаю, что закон о животном мире сегодня в стране практически не работает. Московский Закон "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории г. Москвы" касается тех видов животных, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Таким образом, возникла возможность и необходимость создания сегодня иного закона, тем более что закон о животном мире дает возможность субъекту Федерации принимать закон о животном мире.

Нужно осознавать, что мы живем в городе, в котором возникают стрессовые ситуации, транспортные проблемы, повышенная нагрузка. Все это заставляет нас уделять особое внимание нашим лесным массивам, называя их особо охраняемыми природными территориями, защищая, поддерживая флору и фауну.

И если рассматривать проблему с этой точки зрения, то становятся понятны многие статьи законопроекта. Например, статья 5 "Полномочия Правительства Москвы", пункт 4 "Установление экологических требований к использованию мест обитания диких животных". Что это означает? Это означает, что определенные животные нуждаются в определенной среде обитания, и для создания условий миграций животных необходимо создавать "зеленые коридоры" между ближайшими особо охраняемыми природными территориями. Нужно поддерживать центры реабилитации животных для разведения каких-либо популяций, которым сложно сегодня прожить в нашем мегаполисе.

Необходимо провести инвентаризацию животных, составить реестры и не ограничиваться территориями, которые находятся в ведении Москвы. Например, на территории города располагается национальный парк "Лосиный остров". Это федеральный объект. Однако его развитию и сохранению московские власти уделяют активное внимание.

Мы знаем, что инвентаризация зеленых насаждений в городе ведется в течение пяти лет. Это сложная работа. Соответственно, инвентаризация животных в городе - это также долгосрочная работа, требующая долгосрочной программы, соответствующего финансирования. Кроме того, общественность, которая также будет привлекаться к вопросу контроля, это также очень важный момент в законопроекте.

Что касается экологического мониторинга и контроля - это абсолютно отлаженная система работы в городе, которая касается всех сред обитания. Она должна быть распространена и на сферу животных. А так как любой закон должен содержать санкции за нарушение требований закона, то эти санкции затем мы введем в Административный кодекс города Москвы, который сегодня разрабатывается в Московской городской Думе. Пока же можно ввести эти санкции в закон "Об охране диких животных в Москве".

При этом ответственность за правонарушения в области охраны диких животных и среды их обитания может быть расширена. Например, введением нормы ответственности должностных лиц, которые допустили сокращение численности животных за счет изменения или сокращения мест их обитания. Ведь если животные уходят с территории, значит, среда обитания не соответствует их потребностям, то есть условия ухудшены.

Хотелось бы поподробней проанализировать положения законопроекта. Прежде всего документ развивает концепцию регулирования охраны диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы. Среда их обитания - это особо охраняемые природные озелененные территории.

К понятию "диких животных" относятся звери, птицы, рыбы. Содержание домашних животных - кошек, собак - данным законом не регулируется. Закон также не распространяется на так называемых сенотропных животных - ворон, голубей, крыс, мышей и т.д., диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, - Москва не является естественной средой их обитания, и в условиях города они находятся в неволе. Это белый медведь, леопард, снежный барс и так далее.

В естественных условиях в Москве наблюдаются такие млекопитающие, как барсуки, бобры, ласки, белки, хори, горностаи. На территории города обитает множество птиц - большая выпь, черный коршун, сапсан, тетеревятник, совы. Всего в городе около 280 видов позвоночных животных. В Красную книгу города занесены 13 видов млекопитающих животных, 80 видов птиц, 3 вида пресмыкающихся, 8 видов земноводных, 10 видов рыб и по одному виду моллюсков и ракообразных, около 140 видов насекомых. Их средой обитания является озелененная территория любого типа. Вполне естественно, что эти территории требуют особого регулирования.

Условия обитания диких животных в нашем городе имеют свою специфику. В документ впервые внесены такие понятия, как "естественная свобода", "полувольные условия", "искусственно созданная среда обитания", "неволя", "критическое место обитания". Эти понятия специфичны и применимы в условиях города. В федеральном законодательстве таких понятий нет, естественно, нет и регулирования. Данные термины были введены в закон на основе анализа и реализации целевой городской программы восстановления биологического разнообразия в Москве.

Согласно федеральному закону "О животном мире" город имеет право, как субъект Российской Федерации, самостоятельно принимать законы, охраняющие диких животных и среду их обитания. Город имеет правовые возможности вводить запрет либо ограничение на пользование определенными объектами животного мира. Таковыми является запрет на проведение охоты, на выжигание сухой растительности, ограничение хозяйственной деятельности в критических местах обитания "краснокнижных" животных, а также установление разрешенных режимов хозяйственной деятельности в ареале обитания некоторых видов животных.

Город также может осуществлять государственный контроль объектов животного мира, их мониторинг и учет. Это уже в рамках другого федерального закона - "Об охране окружающей среды". Кроме того, город может иметь в собственности животных, приобретенных по гражданско-правовым основаниям. Для Москвы это важно в связи с развитием вольерных комплексов города.

Одновременно законопроектом предусматриваются полномочия органов государственной власти, осуществляющих их за счет субвенций из федерального бюджета. Хозяйственная деятельность, которая может повлечь воздействие на диких животных и среду их обитания, имеет ограничение, требующее осуществить мероприятия по их переселению либо восстановлению их популяции. За нарушение этих требований грозит административная ответственность. Одновременно предусматривается необходимость возмещения вреда, причиненного диким животным и среде их обитания, по федеральным и городским методикам и таксам.

В качестве мер по охране диких животных предполагается учет пользователей диких животных, проводимый на добровольной основе, создание центров реабилитации диких животных. Закон должен определять жесткие требования к их деятельности. Создание центров реабилитации - это реальные действия города против жестокого обращения с дикими животными.

Учет пользователей диких животных необходим для государственного экологического контроля. Добровольная регистрация владельца стимулируется льготным правом пользования услугами центров реабилитации диких животных. На уровне закона города закрепляется статус редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, статус Красной книги города Москвы.

Документом учтена административная ответственность за уничтожение диких животных и мест их обитания, нарушение требований и ограничений в области охраны диких животных и среды их обитания. Штрафы соответствуют степени общественной опасности правонарушений и устанавливаются в размерах: на граждан - до 2,5 тысячи рублей, на должностных лиц - 20 тысяч рублей и на юридических лиц - 200 тысяч рублей.

Наконец, в перспективе предстоит разработать порядок создания и работы центров реабилитации животных, порядок регистрации, учета и содержания диких животных, приобретенных в собственность города Москвы, порядок проведения учета и мониторинга диких животных и, наконец, порядок добровольной регистрации пользователей дикими животными в городе Москве.

Особо подчеркну, что законопроект формирует единую систему управления охраной и восстановлением животных, устраняет пробелы федерального и московского законодательства, объединяет нормы городских актов. Налицо конкретизация полномочий городских структур, устанавливающая четкую систему требований и ограничений в области охраны диких животных и среды их обитания, а также административную ответственность. Документ создает правовой базис для принятия необходимых правовых актов по регулированию диких животных и среды их обитания. Закон "Об охране диких животных в городе Москве" позволит не только сделать привлекательными места нашего отдыха, которые являются особо охраняемой природной территорией, но и позволит сделать наш внутренний мир богаче, а нас всех добрее.

Владимир Терещенко
Московская правда - Московское собрание, 6 июня 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован