25 апреля 2007
3074

Вера Степаненко: Природа ждет любви

На заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике рассмотрен подготовленный ко второму чтению проект закона "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы".


Данный законопроект был принят в первом чтении в октябре 2004 года. Его разработка была обусловлена фактическим отсутствием в федеральном законодательстве норм, регулирующих вопросы функционирования природных и озелененных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий. Имеющиеся законодательные акты не обеспечивают системный подход к правовому регулированию отношений в этой сфере. Более того, имевшееся в базовом федеральном Законе "Об охране окружающей среды" понятие природного комплекса было отлично от того, что вкладывалось в него в Москве, так как в столице по существу природным комплексом является совокупность природных и искусственно созданных озелененных территорий.

Для того чтобы сохранить преемственность работающего в городе понятия, и было решено выделить две части - природные территории и озелененные территории. По мнению заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Натальи Бринзы, именно разделение понятия на природные и озелененные территории позволяет разработать меры по сохранению и развитию зеленого комплекса города.

Предваряя представление законопроекта, подготовленного ко второму чтению, Наталья Бринза отметила, что работа над ним затянулась из-за многочисленных изменений законодательства, в том числе градостроительного. К документу, принятому в первом чтении, поступило 114 поправок, из которых 77 было подано депутатами. Редактором при доработке было учтено 50 предложений депутатов. По мнению Натальи Бринзы, ко второму чтению детально проработан понятийный аппарат. Согласно законопроекту, природными территориями считаются такие, на которых расположены природные объекты, имеющие природоохранное, рекреационное и ландшафтообразующее назначение, не относящиеся к особо охраняемым территориям, а так же природные территории с частично утраченными или нарушенными элементами природных объектов, подлежащими воссозданию или восстановлению.

На сегодня принято считать природные территории неким промежуточным состоянием к превращению в особо охраняемую природную территорию. Озелененные территории являются искусственно созданными, заняты искусственно созданным растительным покровом, расположенные здесь природно-антропогенные объекты имеют преимущественно рекреационное, оздоровительное, защитное и эстетическое назначение. При доработке статьи о категориях природных и озелененных территорий были уточнены категории озелененных территорий, площади которых выделяются в зависимости от целевого назначения или выполняемых функций: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения.

По предложениям заинтересованных городских организаций законопроект дополнен статьей, устанавливающей права и обязанности граждан и юридических лиц, должностных лиц органов исполнительной власти города в области охраны и использования природных и озелененных территорий. По-новому изложены статьи о полномочиях уполномоченного органа, о порядке признания территорий города природными или озелененными, об изменении категории природной или озелененной территории или упразднении имеющегося статуса.

В новой редакции даны также статьи об общих положениях правового режима природных и озелененных территорий, об их зонировании, о регулировании градостроительной деятельности на этих территориях. В целом, по мнению разработчиков, законопроект стал более лаконичным, понятным широкому кругу пользователей.

Отличное от этого мнение высказал депутат Сергей Митрохин (фракция "ЯБЛОКО - ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ"). На его взгляд, появление новых экологических законов, которые частично пересекаются со старыми, уже действующими, ведет к "размыванию понятий", и предложил все законы привести в
единую систему. К представленному же тексту у Сергея Митрохина было так много претензий, что целесообразности принятия законопроекта во втором чтении депутат не увидел. Большинство участников заседания поддержали идею Сергея Митрохина о необходимости создания Экологического кодекса, согласились и с тем, что в законопроекте налицо "перекос в сторону исполнительной власти и полностью отсутствует местное самоуправление", имея в виду главу о полномочиях органов государственной власти в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Тем не менее предложение отвергнуть законопроект поддержано не было напротив, другие выступающие говорили о необходимости доработать представленный вариант, подчеркивая его актуальность. Подводя итоги, председатель комиссии Вера Степаненко (фракция "Единая Россия") отметила, что при доработке законопроекта нужно учесть все сказанные замечания и предложения, уточнить вызвавшие однозначное толкование нормы и положения, чтобы они были понятны не только юристам и специалистам-экологам, но и тем, кому нужно будет применят на практике.


Ясности становится больше

Комментируя результаты состоявшегося заседания, Вера Степаненко сообщила:

"Будущий закон "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы", проект которого был принят в первом чтении еще в октябре 2004 года, крайне важен для нашего города, и прошедшее обсуждение было плодотворным. Разработчики документа - сотрудники Департамента природопользования города Москвы - рассмотрели более сотни поправок депутатов. Пятьдесят из них вошло в новую редакцию законопроекта.

Новые поправки делают его правоприменительную практику более совершенной. Важнейший шаг вперед, по моему мнению, это системность понятий и уточнение терминов, которые используются в законопроекте. Четко определяется, какие территории относятся к озелененным, что такое сквер, сад, парк или природный комплекс, искусственно созданный человеком, а также виды деятельности, которые могут там вестись. Благодаря поправкам вносится большая ясность в полномочия органов власти по охране и управлению этими территориями.

В подготовленный ко второму чтению текст законопроекта включены предложения по усилению защиты природных и озелененных территорий от недобросовестных застройщиков - так, любые действия строителей на этих землях будут жестко регламентированы, объемы строительства не должны превышать 10 процентов площади объекта. Ответственность за нарушение закона будет возложена как на непосредственных виновников, так и на органы исполнительной власти.

Есть и конкретные составы правонарушений, причем законодатели предлагают более эффективные способы борьбы с ними. Так, в законопроект внесено положение, согласно которому за парковку на газоне недобросовестного водителя могут оштрафовать не только сотрудники экологической милиции, но и обычный патруль ГИБДД. Считаю, что таким образом ряд нарушений природоохранного законодательства будет пресекаться оперативно, а значит, и нанесенный ущерб будет меньше. И хотя закон требует еще некоторых уточнений и доработки, надеюсь, он будет принят Московской городской Думой во втором чтении".

Любовь Ясоны
Московская правда - Московское собрание, 25 апреля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован