12 февраля 2008
15488

Владимир Андрианов: Модель социального рыночного хозяйства

Возникновение социальной школы в Германии

Новое научное течение, получившее название социальное направление, или социальная школа возникло в 80-90-х годах XIX в. в Германии.

Социальная школа не представляла собой единого направления, объединенного вокруг цельного учения, однозначно трактующего основные категории экономической науки.

Различные течения социальной школы объединял "социальный подход", составляющий отличительную особенность методологии этой школы.

Необходимой предпосылкой научного познания считалось рассмотрение экономических проблем с более широких позиций социологии - науки об обществе как целостной системе.

Экономика понималась как часть социальной системы, претерпевающей эволюционные изменения. Поэтому ценностные ориентации, мотивы и характер поведения экономических агентов формируются под воздействием изменений в экономических структурах и социальной среде.

Хозяйственные процессы трактовались как результат взаимодействия различных факторов, относящихся к области экономики, политики, права, идеологии.

В рамках нового научного направления была предпринята попытка создать экономическую теорию, в основе которой лежал социальный подход к анализу хозяйственных явлений.

Возникновение социальной школы именно в Германии было обусловлено рядом причин. В 70-80-х годах XIX в. немецкая экономика развивалась быстрыми темпами, превращая отсталую страну в ведущую державу мира.

На новейшей технологической базе переоснащалось все промышленное производство. Частная собственность трансформировалась в акционерную, центральными фигурами на рынке становились монополии и профсоюзы, значительно повышалась роль государства.

В результате возникла новая система организации рыночной экономики, практика которой не укладывалась в схемы поведения изолированного рационального субъекта. В такой ситуации немецкие экономисты обратились к изучению социальных аспектов хозяйственных процессов.

Историческая справка: наиболее известными представителями социального направления в Германии были социолог и экономист Рудольф Штаммлер (1856-1938) и профессор политэкономики Рудольф Штольцман (1852-1930).

Штаммлер в работе "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" сформулировал философские и методологические принципы "социального направления". Штольцман в работах "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве" (1907) развил теоретико-методологические основы нового учения.

Видными представителями социальной школы являлись также А.Аммон, К.Диль, Ф.Оппенгеймер, Ф.Петри.

Сторонники социального направления утверждали, что экономические категории имеют определенное социальное содержание, за которым скрываются общественные отношения между людьми.

Эти отношения чаще всего выступают в форме правовых отношений. Экономическая жизнь общества представляет собой совместную деятельностью людей, связанных нормами права.

В частности, Штаммлер утверждал, что способ производства в социальном смысле - это особая форма внешним образом урегулированного сотрудничества людей, направленная на добывание средств, необходимых для удовлетворения потребностей.

Он подчеркивал, что в экономических явлениях необходимо различать форму и содержание. Содержанием является совместная деятельность людей, основанная на общественном разделении труда.

Формой является внешнее регулирование, которое осуществляется при помощи права, государства, законов. Именно правовое регулирование придает, по его мнению, определенную форму общественному строю.

Социальный подход отрывал социальные отношения от процесса производства. Теоретики социальной школы видели в сфере производства только технические процессы, лишенные социальной специфики и не связанные с определенным общественным строем.

Производство трактовалось как вечный, неизменный процесс взаимодействия факторов производства.

Важной чертой методологии социальной школы стало отрицание объективных экономических законов.

Сторонники этого направления считали, что существует два совершенно различных мира - мир природы, где действуют объективные законы, и мир человеческого духа, который рассматривался как сфера, где господствует свободная человеческая воля.

Человек творит все по своему желанию, имея те или иные представления, цели и т.п. Социальные законы - это законы человеческих мотивов.

Отрицая производство как основу общественных отношений, представители социального направления считали, что правовые факторы регулируются этическими нормами.

Они предлагали ввести новый метод познания экономических процессов - телеологический. Телеологическое истолкование экономических процессов, которым приписывалась изначальная целенаправленность и целесообразность, внутренне присущая им цель.

В результате экономическая наука превращалась в телеологическую науку, изучающую отношения между целевыми установками и средствами их достижения.

Основной целью считалось стремление к удовлетворению потребностей. Так, Штольцман отмечал, что конечной целью товарного производства является служение высшему нравственному идеалу, который он усматривал в обеспечении "достойного существования" всем членам общества.

С этих методологических позиций сторонники социально-правового направления трактовали основные категории экономической науки.

Сторонники социальной школы отстаивали положение о возможном улучшении рыночной экономики посредством "социальных реформ", путем организаций "корпораций работников".

В государственно-правовом регулировании производства и распределения они видели средство устранения социально-экономических противоречий капитализма.

В превращении частной собственности в акционерную, развитии монополий, планирующих свою деятельность, они видели основу нового общественного строя, лишенного социальных антагонизмов.

Главой социального направления в соседней с Германией Австрии был Отмар Шпанн.

Справочно: Отмар Шпанн (1878-1950 гг.) известный австрийский экономист и социолог, профессор политэкономии и статистики. В основной своей работе "Фундамент народного хозяйства" (1918 г.) выдвинул новый вариант социального учения, получившего название "универсализм".

Идея "универсального государственного воззрения" была более близка к "тоталитаризму". Шпанн отстаивал идею необходимости усиления государственного регулирования экономических процессов.

Государство рассматривалось им как главный экономический субъект, определяющий все стороны функционирования общества.

Доктрина "универсализма" явилась порождением конкретных исторических условий, ответной защитной реакцией на тяжелейшие экономические условия, сложившиеся в стране.

Резкое обострение противоречий в Австрии после первой мировой войны, распад Австро-Венгрии, активное социал-демократическое движение, усиление кризисных явлений внутри страны сопровождалось изменением международной обстановки.

Свержение в 1918 г. монархии в Германии, Октябрьская революция в России, образование Австрийской Республики сделали основной теоретической проблемой поиск "третьего пути".

Начались поиски формирования гармоничного общества, находящегося между революционным и реформистским путями развития.

В этих условиях многие экономисты видели выход из сложившейся ситуации в усилении государственного управления экономическими процессами.

Методологической основой учения Шпанна стала теория "целостности" ("учение о целостности" или "универсализм"), исходный тезис которой состоит в том, что человеческое общество - это целостный живой социальный организм, в котором каждый индивид должен выполнять определенные функции.

Шпанн подходил к разработке экономической теории с традиционных для немецкой политэкономии позиций камералистики - науки о государстве, особое внимание которой концентрировалось на проблемах регулирования.

Экономические категории, по мнению ученого, должны выражать общественные социальные отношения, под которыми понимались отношения управления.

Любое общество организовано на сознательном разделении труда. Этот факт связывает всех людей узами солидарности, выводит их из состояния замкнутости, изоляции и превращает из отдельных разрозненных лиц в единое целое, ограниченное отдельными рамками нации.

Когда каждый индивид включен в экономику страны, его благосостояние уже зависит не только от него, но и от других производителей.

При этом централизованная государственная власть выступает как необходимое условия поддержания общественного "порядка", так как государство обязано обеспечивать устойчивость и единство всех звеньев экономики.

Таким образом, общество превращается в единое целое, которое управляет своими частями и определяет их развитие.

В таком обществе "экономический человек" в своей деятельности должен учитывать не только собственные эгоистические цели, но и интересы всей нации, государства.

Шпанн подчеркивал социальный характер государства, связывая его с общими "этическими принципами "общего блага", "согласования интересов нации", трактуя его как "высшую духовную ценность", сохранять которую призваны все классы общества.

Государство провозглашалось "вечным" и "естественным" общественным институтом.

В экономических функциях государства, по мнению Шпанна, должна произойти революция. Оно должно перейти к выполнению функций организатора хозяйственного развития.

Индивиды должны осознанно руководствоваться в своей деятельности "высшей целесообразностью", вытекающей из интересов государства.

Шпанн пропагандировал организованное хозяйство в форме корпоративного строя. Корпорации - это организации, в которых предприниматели объединяются с рабочими для выполнения какой-либо деятельности.

Новое общество будет базироваться на обмене. Однако обмен должен превратиться в организованное взаимодействие корпораций, оказывающих взаимно-полезные услуги друг другу.

Шпанн считал, что учение об услугах должно стать основой теории национальной экономики. Он выделял три вида услуг:

· непосредственные (например, производство продовольствия, предметов потребления и др.);

· опосредованные (например, производство средств производства, полуфабрикатов и др.);

· высшей ценности (например, творческие способности людей, их организаторский талант).

На основе теории услуг Шпанн сделал попытку опровергнуть марксистскую концепцию прибавочной стоимости, развивая идею, согласно которой не капиталист эксплуатирует рабочего, а наоборот.

Свою теорию он назван обратной теорией эксплуатации, или перевернутой теорией прибавочной стоимости.

Шпанн резко выступал против демократии, подчеркивая, что демократия подрывает устоит тоталитарного государства.

Основным общественным принципом он считал принцип подчинения. Он критиковал деятельность профсоюзов и требовал их устранения, призывал к запрету забастовок.

В последующем идеи Шпанна широко использовались в доктринах итальянских и немецких фашистов.

Методологические принципы и традиции социальной школы оказали серьезное влияние на дальнейшую эволюцию экономической теории.

Попытка преодоления разрыва между социальным и экономическим анализом стимулировала развитие междисциплинарного подхода к изучению хозяйственных процессов на базе синтеза права, политики и экономики.


Концепция социального рыночного хозяйства

Л.Эрхарда

Впервые термин "социальное рыночное хозяйство" появился в 1947 г. в работе государственного секретаря Федерального министерства экономики Германии профессора Альфреда Мюллера-Армака. Разработки в этом направлении были продолжены В.Репке, Л.Эрхардом и др.

Официально о разработке и создании модели социального рыночного хозяйства как главной задачи экономической политики было заявлено канцлером Германии Конрадом Адэнауэром.

Данная концепция использовалась в качестве официальной доктрины ФРГ, теоретической основы "немецкого экономического чуда".

Социальное рыночное хозяйство, по характеристики В.Репке, - это путь к "экономическому гуманизму". Это тип хозяйства, который противопоставляет концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм, организации - самоуправление и пр.

Авторы концепции приспособили идеи фрайбургской школы к конкретным условиям социально-экономического развития Западной Германии начального периода после второй мировой войны.

В дополнение к положению об ответственности государства за длительную дееспособность конкурентной экономики они обосновали необходимость формирования и проведения активной социальной политики.

С их точки зрения, цель деятельности национальной экономики должна состоять в том, чтобы на базе высокоэффективной и гибкой экономической системы, основанной на конкуренции, добиваться социального прогресса.

Социальное рыночное хозяйство рассматривается как "третий путь", пролегающий между капитализмом (XIX - началом ХХ вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному обществу.

В середине прошлого века главным архитектором хозяйственных реформ, базирующихся на концепции социального рыночного хозяйства, являлся профессор Людвиг Эрхард.

Справочно: Людвиг Эрхард (1897-1977гг.), родился в Баварии в семье мелкого предпринимателя.

Получил среднее образование в Фюрте и Нюрнберге. Окончил Франфурский университет.

В период первой мировой войны воевал в гаубичной артиллерии, в 1918 г. был ранен.

В 1928 - 1942 гг. сотрудник, затем директор института конъюнктурных исследований в Нюрнберге. Здесь он начал разработку достаточно стройной теории социально рыночной экономики.

Работал в институте промышленных исследований химического концерна "ИГ Фарбениндустри". В нацистские времена возглавлял этот институт.

В 1945 - 1946 гг. был министром экономики Баварии.

В 1948 - 1948 гг. являлся директором управления хозяйством объединенной англо-американской зоны оккупации Германии.

С 1949 г. депутат бундестага от Христианско-демократического союза (ХДС).

В 1949 - 1963 гг. - министр экономики ФРГ, с 1957 г. заместителем федерального канцлера Германии.

В 1963-1966 гг. - канцлер Германии.

В 1966-1967 гг. председатель, а с 1967 г. почетный председатель ХДС.

Людвиг Эрхард сочетал в себе теоретические знания и опыт крупного государственного деятеля. Под его руководством группой экономистов был разработан так называемый гамбургский план экономических реформ, реализация которого позволила в конце 40-х годов вывести Западную Германию из кризисного состояния.

В архивах Эрхарда сохранились записи около 1200 его статей, и публичных выступлений. Наиболее известное его научно-публитистическое произведение книга - "Благосостояние для всех", написанное и изданное в Германии в 1957 г. В России перевод этой книги вышел в 2001 г. в издательстве "Дело".

Создание модели социально ориентированной экономики началось в Германии в послевоенный период. В это время состояние экономики Германии было удручающим. Две трети производственных мощностей бездействовали, цены непрерывно росли, в стране господствовал "черный рынок".

Денежные средства на руках населения почти в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие товары распределялись по карточкам, процветал натуральный обмен. Наиболее надежной валютой считались сигареты.

В соответствии с идеей о социальном рыночной хозяйстве, рычагами экономического возрождения стали свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активной ролью государства.

В 1948 г. была проведена денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики.


Справочно: новая марка обменивалась на десять старых рейхмарок, изымавшихся из обращения. Часть денег, оставшихся после обмена, была заморожена на специальных счетах, а затем обменивалась по курсу 1 : 20.

Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых дойчмарках и в соотношении 1 : 1.

В результате размеры денежной массы в обращении были сокращены более чем в 14 раз, что позволило значительно снизить инфляцию, сбалансировав товарную и денежную массы.

Реформа цен была реализована в законе о принципах хозяйственной структуры и политике цен, по которому отменялись предписания по регулированию экономической жизни, упразднялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами.

Дерегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном секторе, квартплата, большинство видов сырья нормировались государством в условиях твердых цен.

В отношении других важных предметов потребления (текстиль, обувь) были сняты ограничения на цены, но регулирование сохранялось до начала 1950 г. В 1951 г. было отпущено большинство цен.

Этого оказалось достаточным, чтобы радикально изменить хозяйственный климат, стимулировать быстрый рост производства.

Чтобы сохранить финансовую стабильность и избежать гиперинфляции был принят ряд мер, в частности:

· федеральный Закон против произвольного завышения цен;

· периодически публиковались каталоги местных цен, соответствующих средним условиям производств;

· разработана "Программа широкого потребления", по которой товары реализовались по средним ценам.

Наряду с этим проводилась рестриктивная денежная политика. Эти мероприятия позволяли приспособить уровень цен к наличной покупательской способности потребителей и стимулировать производство.

Предпосылками для снижения издержек выступали ограничения роста заработной платы темпами прироста производительности труда и снижение налогов.

Налоговая политика поощряла самофинансирование за счет высоких амортизационных норм и низких ставок налога на капитализируемую прибыль.

Модернизация производства во многом осуществлялось за счет плана Маршалла, что позволило в традиционных отраслях значительно повысить конкурентоспособность экономики. Из средств Фонда европейской программы восстановления на льготных условиях предоставлялись кредиты.

Справочно: в 1952 г. был принят "Закон об инвестиционной помощи производству", который обязывал отрасли второго подразделения производить целевые инвестиционные отчисления в пользу горно-металлургического, энергетического секторов, водного хозяйства, федеральной железной дороги.

Структурные инвестиции явились доказательством использования планирования и управления со стороны государства.

Борьба с монополизацией экономики нашла выражение в проведенной в 1945 г. принудительной декартелизации экономики.

В 1957 г. был принят "Закон о защите ограничений конкуренции", в соответствии с которым вводился запрет договоренностей, направленных на ограничение конкуренции, надзор за злоупотреблениями предприятий, господствующих на рынке и контроль за объединением предприятий.

Развивая концепцию социального рыночного хозяйства, Эрхард, выдвинул проекты "преобразования собственности" в виде участия рабочих в прибылях предпринимателей, "образования имущества" и пр.

Эрхард предложил соединить рыночный механизм с ориентацией на "социальное партнерство", разработал модели "соучастия" представителей трудящихся в руководящих органах компаний.

Были провозглашены лозунги "Благосостояние для всех" и "Собственность для всех".

Реформа, проведенная Эрхардом и его коллегами, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. К началу б0-х годов ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Мир заговорил о "германском экономическом чуде"

Успех экономической реформы был обусловлен не только правильной экономической политикой, но и наличием ряда благоприятных факторов, среди которых: сохранившаяся материальная база, сравнительно дешевая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворительный спрос населения.

В 1965 г. Эрхард на партийном съезде ХДС заявил о завершении создания в ФРГ программы "социального рыночного хозяйства", превратившей Германию в "сформированное общество".

"Сформированное общество" рассматривалось как определенный этап, фаза в развитии общества.

Авторы концепции отмечали, что западногерманское общество прошло уже в своем развитии два этапа:

· фазу "классового общества", которой была присуща борьба за изменение общественного строя;

· этап "плюралистического общества", для которого типичным было столкновение "организованных союзов" между собой и государством за установление различных привилегий и за присвоение более высокой доли общественного продукта.

После этого оно вступило в третью фазу развития - этап "сформированного общества", где главным должны быть интересы "общего блага".

Сторонники этой теории утверждали, что в "сформированном обществе" не может быть места для классовой борьбы. Его основой должно стать классовое сотрудничество, кооперация всех социальных групп.

Для этого в сформированном обществе предлагалось провести ряд соответствующих реформ в области финансовой и кредитно-денежной политики.

В 70-е годы усилились позиции неокейнсианского направления, специализирующегося на комплексном исследовании проблем экономического роста.

На базе "неоклассического синтеза" были объединены кейнсианские концепции производства и распределения.

В этих условиях неолибералы подчеркивали, что частнопредпринимательская деятельность на микроуровне должна строиться на принципах саморегулирования, а на макроэкономическом уровне - осуществлять "глобальное регулирование", включающее проведение активной антициклической политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности денежного обращения.

В рамках этой теории был разработан такой рычаг управления социальными отношениями, как "согласованная акция", в рамках которой предполагалось добиться полного согласования интересов профсоюзов, предпринимателей, государства по всем социально-экономическим вопросам для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста.

Новым в доктрине явилась попытка сочетать стимулирование экономического роста как на стороне предложения, т.е. путем оптимального подбора производственных факторов и имеющихся ресурсов (микроуровень), так и за счет создания условий для расширения эффективного спроса (макроуровень).

Этот этап в развитии социального рыночного хозяйства связан прежде всего с именами К. Шиллера (премьер-министра от СПГ) и Ф.Й. Штрауса (министра финансов от партии ХСС), которые основными целями развития экономики провозгласили сбалансированный рост и полную занятость.

Однако стимулирование эффективного спроса создало ряд новых проблем в немецкой экономике: инфляцию, дефицит государственного бюджета.

Это привело к тому, что в середине 80-х годов широкое признание в рамках концепции социального рыночного хозяйства получает монетаризм.

В этот же период под лозунгом укрепления рыночных сил, возвращения рынку былого значения, освобождения населения от бремени налогов, вызванное чрезвычайно активной социальной политикой в стране, был начат ввод новой стратегии фискальной политики, известной как концентрация предложения и дерегулирования (ограничения экономической роли государства).

Основными компонентами концепции предложения в ФРГ, взятыми на вооружение обновленной на основе неоконсервативных рецептов концепцией "социального рыночного хозяйства", являются: уменьшение издержек производства вследствие замораживания зарплаты, сокращение социальных выплат, снижение налогов на прибыль, приватизация общественного сектора производства.

Одновременно происходило возрождение идеи ордолиберализма о необходимости институционального регулирования хозяйственных форм.

Основными принципами современного рыночного хозяйства являются: саморегулирование экономики на основе государственной поддержки функционирования рынка за счет сохранения условий эффективной конкуренции, стабильности денег, социальных амортизаторов.

Идея "организованного рынка", требующего целенаправленного государственного вмешательства, остается центральной идеей в рамках неолиберализма.

Вместе с тем, с учетом напутствия Эрхарда: "конкуренция - везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо", представители неолиберальной концепции постоянно изыскивают оптимальные границы функционирования рынка и государства в экономике.

* * *

Концепция социального рыночного хозяйства - это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью.

Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу, которая заключается в свободе потребителя покупать товары, в свободе предпринимателя производить и продавать товары по собственному усмотрению.

Благодаря этому рыночная система стимулирует экономический рост, технический прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены.

Термин "социальный" понимается авторами концепции двояко. С одной стороны, они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, так как в силу своей эффективности создает экономические предпосылки для повышения доходов в обществе.

С другой стороны, считают, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, что результаты свободного экономического процесса, которые не являются достаточно гуманными, должны корректироваться.

В связи с этим в данной концепции социальные компоненты воспринимаются как необходимое дополнение к экономической системе рыночной экономики, которая до этого в качестве цели не ставила достижение социально справедливых результатов.

Выступая по немецкому радио, перед назначением министром экономики в декабре 1945 г., Людвиг Эрхард говорил: "Экономические концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменением, однако вечной остается цель экономической деятельности - служить и содействовать благосостоянию людей.

Наилучшим, вопреки всяким догмам является такой экономический строй, который с учетом исторических, политических и экономических обстоятельств, обеспечивает оптимальную эффективность, а это всегда такой строй, при котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями". *

Очевидно, что модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным и практическим потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства.

Земские соборы

Примерно до начало 16 века управление Государством российским осуществлялось великим князем совместно с Боярской думой.

В этот период постепенно началась консолидация правящей элиты - феодальной аристократии, основу которой составляло московское боярство и служилые князья.

Крупным феодальным владельцем становится церковь. Духовенство в миру становится влиятельной социальной группой. Появилось два новых сословия - дворянство, владеющее поместьям, которые они получили за военную службу, и бюрократия "приказные люди".

Указанные процессы вызвали необходимость создания новых институтов государственного управления, какими призваны были стать Земские соборы.

Созыв первого земского собора состоялся в 1549 г. и был посвящен решению проблем городских восстаний.

На заседаниях Земских соборов принимали участие представители, боярства, высшего духовенства, дворянства и купечества.

Земские соборы собирались для решения важнейших вопросов государственной жизни:

· избирания на царство;

· объявление войны;

· заключение мира;

· принятие законов.

При этом не существовало никаких норм о периодичности созыва соборов и их составе. На протяжение второй половины 16 - 17 веков было созвано 50 Земских соборов.

Один из самых значимых в российской истории Земских соборов был созван в 1648 - 1649 гг. и был посвящен принятию так называемому Соборному уложению - наиболее детально проработанной правовой основе Государства Российского, которое просуществовало до реформ Петра!.

По мере укрепления абсолютизма государственная власть в России все меньше нуждалась в поддержке широких общественных слоев.

После 1653 г. Земские соборы собирались еще несколько раз, но не в полном составе и носили совещательный характер.

Последний Земский собор заседал в 1683-1684 гг. на нем обсуждался вопрос о заключении "Вечного мира" с Польшей.

Земские соборы можно поставить в ряд таких представительных органов государственного управления эпохи средневековья как английский парламент, испанские кортесы, французские генеральные штаты и др.

Зарождение приказной системы в России относится к 15 началу 16 веков.

Органами исполнительной власти в России в 16 - 18 веках были так называемые приказы. Термин произошел слова "приказ", употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к органам управления данный термин вошел в обращение в середине 16 века.


viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован