Эксклюзив
18 ноября 2013
4578

Выступление Вячеслава Егорова на первом заседании рабочей группы `По совершенствованию законодательства об особых экономических зонах Российской Федерации`, Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству 25.05.2012 г

Тезисы к докладу

на первом заседании рабочей группы "По совершенствованию законодательства об особых экономических зонах Российской Федерации", Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, которое прошло 25 мая 2012 года в каб. 504, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по адресу г. Москва, ул. Охотный ряд д. 1.

Уважаемые коллеги!

Как мы уже знаем, в соответствии с действующим Федеральным Законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", особая экономическая зона это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
С 2005 по 2007 гг. в России созданы 4 типа особых экономических зон:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Всего в России насчитывается 24 особые экономические зоны. По четыре зоны - технико-вредренческого и промышленно-производственного типа, три - портовые и 13 - туристско-рекреационных. В них зарегистрировано 280 резидентов. В 2011 году такой статус получила 51 компания, заявленный объем инвестиций составляет более 70 миллиардов рублей.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
Другими словами - особые экономические зоны (государственные образования с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности) создаются в различных регионах Российской Федерации. Создаются с целью привлечения отечественных и зарубежных капиталов для развития и оздоровления экономики страны.
Из всех типов ОЭЗ нас сегодня в первую очередь интересуют ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Непосредственное руководство ОЭЗ туристско-рекреационного типа осуществляется резидентом. Которыми признаются индивидуальный предприниматель и коммерческая организация, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом.
Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Однако, что же такое туристско-рекреационная деятельность?
В законе под этим видом деятельности понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей:
во-первых, по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, куда входят гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты и средства развлечения, объекты познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, операторы туристских информационных систем, а также организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
во-вторых, по строительству и эксплуатации объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан,
в-третьих, туристская деятельность, то есть деятельность турагентов и туроператоров по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;
в четвертых, деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию;
в пятых, деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний;
в шестых, деятельность по медицинской реабилитации, организации отдыха граждан;
в седьмых, промышленному розливу минеральных вод.
Как видим деятельность резидента весьма разнообразная и трудоемкая. Однако она экономически выгодна, быстро окупаема и социально значима. И требует, по нашему мнению, особой поддержки государственной власти на всех уровнях и муниципальной власти. При этом всем нужно помнить, что особая экономическая зона туристско-рекреационного типа - это не отдельный объект или комплекс, а территория, наполненная инфраструктурой и располагающая определенными возможностями с точки зрения транспорта, инженерных сооружений, энергоснабжения, экологии, экономического положения, традиционных видов туризма и так далее. Поэтому такой вид предпринимательской деятельности требует особого подхода и ряда льгот, получаемых от государственных и муниципальных органов власти.
Государство, приняв закон об особых экономических зонах, предположило, что ОЭЗ туристско-рекреационного типа особо не нуждается в полном объеме всех льгот по сравнению с другими типами ОЭЗ. В частности:
1. В ныне действующей редакции Закона не предусмотрены никакие льготы за исключением предоставить резиденту особой экономической зоны в аренду земельный участок при условии, что для осуществления соответствующей деятельности резиденту особой экономической зоны требуется земельный участок (ст.12 п.1), а Управляющая компания обязуется осуществлять необходимые действия в порядке и в пределах, которые установлены соглашением об управлении особой экономической зоной, в том числе обеспечить создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны.
При этом оговаривается, что максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные резиденту особой экономической зоны, на основании соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. В соответствии со статьей 284 пункта 12 НК РФ, для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 %. (Федеральный закон N 365-ФЗ от 30 ноября 2011 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" и отдельные законодательные акты РФ"). А что если ОЭЗ не включена в кластер и действует самостоятельно, получается, она не может пользоваться этими новыми льготами?
Изначально предполагалось, что зоны станут мощными "точками роста", но оказалось, что в ОЭЗ туристско-рекреационного типа льготный режим не такой уж и привлекательный. Туристические зоны в настоящее время, по льготам самые обделенные. В промышленно-производственных зонах, помимо обнуления налогов на имущество и землю, сниженного налога на прибыль, действует освобождение от уплаты импортных пошлин. В технико-внедренческих ОЭЗ есть льготы по социальным платежам в страховые фонды. В них же успешно действуют таможенные льготы.
Проблемы туристских ОЭЗ возникают и из-за инфраструктуры. Под зоны выделялись большие и часто удаленные от больших городов территории. До кризиса деньги особенно не считали, предполагалось, что государство не только возьмет на себя расходы по инфраструктуре, но и будет строить ее опережающими темпами. Теперь же логика в государственных исполнительных органах власти изменилась: сначала должны появиться частные инвесторы, а уже потом решается вопрос с государственными вложениями. Однако, как показывает практика, бизнес раскачивается медленно, его сдерживает по нашему мнению отсутствие государственного финансирования. Вот почему налоговые льготы должны заинтересовать инвесторов.
Некоторые ОЭЗ туристско-рекреационного типа уже закрыты. Зона в Краснодарском крае была закрыта по просьбе региональных властей. Вопрос о ликвидации зон в Калининградской области и в Ставропольском крае встал по причине отсутствия инвесторов. За все годы существования в них не пришел ни один инвестор. Если частный бизнес не будет заинтересован, то нависнет угроза закрытия других зон.
Таким образом, проблема поставлена. ОЭЗ туристско-рекреационного типа остро нуждается в льготах - налоговых и таможенных.
Предлагаются на рассмотрение рабочей группы следующие вопросы:
1. Возможность установления льгот по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), то есть освобождение ОЭЗ туристско-рекреационного типа первые 10 лет функционирования от НДС полностью (например, по опыту проекта "Сколково").
2. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях ОЭЗ туристско-рекреационного типа, т.к. только эта названная зона из четырех обделена от таких процедур (ФЗ от 06. 12. 2011 N 409-ФЗ, ст. 36 п.2).
3. Внесение дополнений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" по установлению субъектов ОЭЗ, обозначение правового статуса (прав и обязанностей) резидента ОЭЗ и др., то есть приведения в порядок закон в рамках механизма правового регулирования.
Считаю приемлемым применения на территории ОЭЗ туристско-рекреационного типа размещения и использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаров Таможенного союза и иностранных товаров по аналогии ОЭЗ промышленно-производственных и технико-внедренческих. Такие товары крайне необходимы при осуществлении туристско-рекреационной деятельности, а именно:
1) при строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии;
2) при строительстве и эксплуатации объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
3) при осуществлении деятельности по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию;
4) при осуществлении деятельности по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний;
5) для производственной деятельности по промышленному розливу минеральных вод.

Спасибо за внимание!

25. 05. 2012 г. Егоров Вячеслав Елизарович
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован